Прорезной колокол: за и против. Опрос литейщиков

Прорезной колокол, отлитый в 1687 г. мастером Дмитрием Моториным

Колокололитейное дело объединяет в себе тяжелую промышленность, изучение акустики, истории и искусство художника. Убранство колоколов подчас изумляет своей сложностью: тут и образа святых, и орнаменты, и надписи. Вершиной декоративности в литье колоколов можно назвать изготовление прорезных колоколов, то есть колоколов, украшенных особыми оконцами.

Прорезные колокола отливали нечасто, еще меньше их сохранилось до наших дней. В музее «Коломенское» (г. Москва) находятся два прорезных колокола: работы Дмитрия Моторина (отлит в 1687 г., вес 4 пуда 27 фунтов) и литья Емельяна Данилова (выполнен в 1648 г., вес 60 пудов). В наше время опыт отлива прорезных колоколов одна за другой повторили несколько компаний.

 

Наш корреспондент побеседовал с мастерами-литейщиками, задавая им одни и те же вопросы, а именно:

- Для чего, собственно, нужен прорезной колокол?

- Чем изготовление такого колокола отличается от традиционного процесса колокольной отливки?

И, наконец:

- Отличается ли прорезной колокол от обычного по своим акустическим характеристикам?

Ответы оказались весьма различными...

 

Пирковский Вячеслав Сергеевич, Московский колокольный завод «Литэкс»:

Наше предприятие в 2008 году выполнило прорезной колокол по заказу иерея Павла Радина, настоятеля одного из храмов под Петербургом. Вес колокола – 270 килограммов. Надписи предоставил он, рисунки разрабатывали мы. Прорезные колокола иногда отливались в дореволюционной России. Умение выполнить такой колокол считалось знаком особого мастерства. В частности, прорезные колокола делали в Харькове, если я не ошибаюсь, на предприятии, Рыжова – там из них создавали целые звонницы, которые были представлены на ярмарке ремесел в Москве в 1887 году. По отзывам специалистов, прорезные колокола отличались очень красивым и долгим звучанием. Так что, такая традиция существовала. В наше время я видел только маленькие – до 15 кг – прорезные колокола.

При создании прорезного колокола процесс формовки бывает очень сложным, нетрадиционным. Очень сложная центровка – для хорошего звучания необходимо, чтобы толщина стенок была одинаковой, а в случае с прорезным колоколов этого добиться очень сложно.

Мы не проводили анализа звучания прорезного колокола. Но по моему впечатлению, звучание такого колокола более длительное, при той же тональности.

 

Самойлов Сергей Викторович, Донецкий металлургический завод:

Мы отлили прорезной колокол в прошлом году, он украшает Центр Православной культуры г. Донецк. Размер колокола: 800 мм – диаметр юбки, высота – 500 мм высота, весит он 400 килограммов. Прорезных колоколов за всю историю было создано совсем не много. Честно говоря, мы рассчитывали, что наш колокол будет первым в новейшей истории, но немножко не успели. Пока мы работали над ним – в прессе появилось известие, что прорезной колокол отлит одним из московских заводов. С тех пор подобный опыт был выполнен еще несколькими предприятиями и прорезных колоколов теперь существует около десятка.

Прорезные колокола обычно не льют для храмов. Выполняют их, по сути, для того, чтобы показать свое мастерство. Отливка такого колокола – дело весьма сложное. Нам было интересно испытать себя.

Я думал, что поменяется нота звучания колокола, но она не изменилась, осталась той же, что и у обычного колокола того же веса. Но звучание получилось несколько иным. За счет прорезанных в звучащей поверхности отверстий появляется некое эхо, словно звучит не один, а несколько колоколов, звук становится более долгим.

 

Николай Александрович Шувалов, завод «Италмас», г. Тутаев:

Мы отливали прорезной колокол в 2012 году, выполняя заказ для Владимирского собора г. Севастополя, который является усыпальницей русских адмиралов: Нахимова, Истомина, Корнилова, Лазарева. Поэтому и колокол получил имя «Адмиральский». Вес его – 500 килограммов. Работали мы по той же традиционной технологии, что и обычно. Отливка такого колокола сложнее, чем изготовление обычного: форма создается особым образом, работа занимает больше времени. Звук несколько ниже, чем звучание обычного колокола, а время звучание – такое же. Некоторые считают, что звук прорезного колокола будет дольше и станет распространяться дальше, но мы не заметили разницы по этим параметрам.

 

Николай Геннадьевич Пятков, ЗАО «Пятков и К»:

Современный прорезной колокол. Завод Н.Г. Пяткова

Мы отливали прорезной колокол. Баловались. Заинтересовала эта тема – и все. Сейчас льем сувенирный прорезной колокол, килограммов восьми весом, моему свату на юбилей: с оконцами, надписями. Хотим удивить человека. Главным смыслом создания прорезного колокола всегда было показать искусство литейщика, изумить. XVI – XVII века, когда такие колокола появились – это заря литейного искусства. Мелкого литья тогда еще не было, отливались лишь пушки, колокола и скульптура. Никаких боковых отверстий во всех этих изделиях не было, поэтому изготовить колокол с оконцами было чем-то необычным, это льстило литейщику. Сегодня же изготавливается множество прорезных изделий и деталей. Так что отлить колокол с оконцами сейчас совсем не сложно. Это не было трудностью уже в конце XIX века: для сравнения, в то время отливалось множество чугунных утюгов, для изготовления которых использовалась примерно та же самая технология.

Колокол – инструмент ударный и полифоничный. За каждый тон его звучания отвечает определенное кольцо «юбки» колокола. Условно говоря, колокол – это набор колец различной высоты, толщины и диаметра. Под воздействием энергии удара каждое из колец начинает вибрировать – так рождается звук. Естественно, прорези, да еще расположенные как раз в зоне, производящей звук, портят звучание. Например, колокол, который я сейчас выполнил для своего родственника, звучит как латунная рында, хотя и изготовлен из качественной бронзы. Тренированное ухо сразу это замечает. То есть звучание прорезного колокола хуже, чем звучание колокола обычного. Я встречал прорезные колокола с приемлемым звучанием – но явно, что без прорезей было бы лучше. Например, такие колокола очень распространены в Румынии – я сам звонил в прорезные колокола начала ХХ века в этой стране. Прорези там сделаны по верхнему поясу, под самыми плечми; отверстия имеют форму скрипичной эльфы. А ведь зона под «плечами» колокола очень важна для его звучания – это так называемая зона основного или фундаментального тона. Видел я и прорезные колокола в музее-заповеднике Коломенское. Там окна расположены ниже и звучание еще хуже. Над созданием формы колокола работали многие поколения людей. С начала XVIII века в Голландии шла осознанная работа над профилем. А при создании прорезного колокола все наработки просто игнорируются в угоду декоративности. Но колокол в первую очередь должен звучать, а не быть игрушкой! Это музыкальный инструмент и подход к нему должен быть соответствующим.

 

Подготовила Светлана Филиппова

 

Из истории прорезного колокола:

Дмитрием Моториным прорезной колокол был отлит по заказу В.В. Голицына для шатрового храма Покрова Пресвятой Богородицы, располагавшегося в подмосковной вотчине вельможи – селе Медведкове. На юбке колокола можно прочесть рельефную подпись мастера: «И лил сей колокол Дмитрий Моторин». Колокол содержит гравированную надпись: «Лета 7195 (1687 г. от Р.Х.) ноября в 3 день царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель ближний боярин наместник Новгородский князь Василий Васильевич Голицын положил сей колокол в Подмосковной своей вотчине к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. Весу в нем 4 пуда 27 фунтов и сему колоколу быть у той церкви Божией во веки неотъемлемо». Вот как описан этот колокол в книге А.Ф. Бондаренко «Московские колокола. XVII в»: «Создается впечатление, что на верхнюю часть его тулова наброшена кружевная вуаль, через которую просматривается удивительный фантастический мир, в котором обитают сказочные драконы и хищные грифы. Порой их трудно разглядеть в необычайном переплетении растительных мотивов. Широкий декоративный фриз доходит до середины тулова колокола и состоит из трех поясов. В центре фриза расположен прорезной пояс. Он представляет собой попарно расположенные рога изобилия и головы драконов, как бы смотрящих друг на друга. Верхний, более узкий пояс, выполненный в невысоком рельефе, состоит из ритмично повторяющегося рапорта с симметрично расположенными головами грифов, увенчанный короной и тем самым очень напоминающий герб. Нижний пояс это зеркальное отображение верхнего. Не менее необычно и тем более удивительно решение маточника колокола, который вылит в виде головы человека с открытым ртом, как бы поющим. Уши колокола издалека кажутся руками человека, поднятыми к голове, но при ближайшем рассмотрении они оказываются плывущими рыбами. Причем прекрасно чувствуется динамика движения».