О православных украшениях

 

Как-то раз главные страницы православных интернет-изданий украсила новость из мира … высокой моды. Dolce & Gabbana предложили коллекцию «Византия», основу декора которой составили мотивы древних православных мозаик. Модели появились в золотистых платьях, украшенных ликами святых и орнаментами, заимствованными из убранства старинных храмов. Красиво! Но как это оценить: как кощунственный вызов или новый путь миссионерства?

 

Заподозрить художников европейского модного дома в стремлении к христианской миссии непросто. Но речь не о них. Не о моде. Не миссионерстве. Речь у нас пойдет о православной эстетике и ее месте в жизни современного мирянина.

Сочетание современных технологий с традициями и эстетикой, за века накопленными христианским искусством, подчас рождает ошеломляюще красивые вещи. Что немаловажно – доступные отнюдь не только представителям «высших кругов общества». Проработанные в мельчайших деталях иконные изображения, отлитые из серебра; золотые кольца с замысловатыми узорами, в которые вплетается текст молитвы… Ювелиры предлагают обилие творческих решений и богатство декора. Сегодня уже никого не удивишь кольцом с молитвой, браслетом, украшенным священными текстами, серьгами с христианскими мотивами… Что это? Атрибуты веры? Не распространяется ли на нас грозное обличение Спасителя, укорявшего фарисеев, напоказ расширявших «воскрилия риз своих» (на которые наносились тексты из Писания) (см. Мф. 23: 5)?

Апостол Павел писал: «...желаю, чтобы... жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,  но добрыми делами...» (1 Тим. 2: 10–11). Но практически во все века верующие женщины продолжали украшать себя не только духовно, но и вполне материально (это мы видим на тех же византийских мозаиках, где изображены благочестивые императрицы, в т.ч. прославленные в лике святых). Думается, если речь идет о мирянках, здесь можно применить другие слова апостола: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Можно со вкусом украшать себя – не полагая в этом главного своего достоинства и цели жизни.

Какова же роль ювелирных изделий с церковной символикой? Неким лукавством будет считать их особым атрибутом благочестия или чем-то, единственно дозволенным верующему человеку. Стоит оградить себя и от другого заблуждения – отношения к ювелирным изделиям как к оберегам. Нося на груди крест, образок, мы тем самым исповедуем веру во Христа, привлекаем на себя Божественную благодать. Но не стоит думать, что тот, на чьих пальцах перстни с текстами молитв, более других защищен от зла – приходящего извне или рождаемого собственными греховными страстями.

Думается, миссия православных художников и ювелиров – в том, чтобы создавать изделия, несущие в себе красоту православной традиции. Каждая вещь отражает миросозерцание своего автора. Браслет или кулон, декорированный традиционными для христианства узорами (кресты, виноградная лоза, рыбы и т.п.), станет замечательным дополнением облика благочестивой женщины. Если же, привлеченные красотой изделия, его купят люди, далекие от Церкви – быть может, это поможет им усвоить классические представления о прекрасном. Красота – то благолепие, в котором Бог создал мир, она объективна. Удаляясь от естественного понимания красоты, мы уходим от гармонии мироздания и от единства с Творцом (именно поэтому Церковь предостерегает своих чад от употребления меняющей облик человека косметики, а также всевозможных татуировок и пирсингов, уродующих данное Богом естество).

Благородство золота и серебра, чистота жемчуга и мерцание самоцветов даны нам Творцом. Почему бы не признать делом благим создание из них по-настоящему красивых вещей, которые делают жизнь радостнее и ярче?

Слово «православный», «церковный» имеет два значения. В узком смысле это нечто, относящееся к сугубо священной сфере – молитве, аскетике, богослужению. При таком подходе «православным» можно назвать только нательный крест, образок – то, что люди приобретают именно из религиозных соображений. Но в наши дни, когда общество отнюдь не однородно в своих мировоззрениях, вкусах, убеждениях, «православным» можно назвать все, что присуще и приемлемо благочестивому человеку. До революции словосочетание «православная одежда» просто было бы непонятно – а сегодня существуют особые магазины, куда верующие идут, зная, что найдут там богатый ассортимент. То же можно отнести и к ювелирным украшениям.

Особое внимание стоит уделить работам ювелиров, размещаемым в рубрике «Подвески». Могут ли быть украшениями православные образки и кресты? Здесь от нас требуется немалая деликатность и понимание вопроса. Крест в церковном ювелирном искусстве занимает особое место. Это действительно неотъемлемый атрибут верного чада Православной Церкви (во всяком случае, в русской традиции). Крест – орудие нашего спасения, и украшением в обычном, смысле слова он быть не может. Как, собственно, и образ Господа, Богородицы, ангела или святого. К тому же нательный крест по традиции носят под одеждой. Но, заметим, традиции, предписывающей в обязательном порядке скрывать под одеждой носимую на груди икону, не существует. И думается, при благочестивом отношении, помня, что именно ты носишь на себе, красивый образок можно надеть и поверх платья. Исторических прецедентов этому немало: от украшенных образами святых барм у той же византийской знати до энколпионов Древней Руси – крестов (!) и образков, которые носили поверх одежды и представители простых сословий.

Подведем итог нашим размышлениям. Церковное ювелирное искусство идет вперед, создавая все новые формы, которые с радостью принимаются благочестивым покупателем  Оставив под одеждой нательный крест, стоит подумать о том, чтобы осознанно, с благоговением надевать поверх одежды образки и кресты-энколпионы. Пожалуй, такое употребление изделий с православной эстетикой и символикой пойдет лишь на пользу современному человеку.

 

Алина Сергейчук

Каким должен быть образ верующего мирянина?

В православном государстве (Византии или Древней Руси) общество разделялось на мирян и людей, по-особому включенных в структуру Церкви, – это клирики и монашествующие. Сегодня помимо этих двух категорий существует еще одна – люди, вовсе не являющиеся членами Церкви. Стилем своей одежды миряне нередко подражают либо им, либо монашествующим. Выбирают: прикрыться серыми бесформенными одеждами или по максимуму обнажить свое тело.

В исконно благочестивых обществах дело обстояло иначе – убедиться в этом легко, взглянув на полотна художников, изображающие древнерусских красавиц.

В русском народном костюме целомудрие сочеталось с изяществом, строгость – с женственностью, богатство декора – с выверенным вкусом.

Но следует ли сегодня возрождать традицию ходить – хотя бы только в храм – в старинных одеяниях? Почему бы и нет? Приезжая в другие страны, мы умиляемся тем, как сохранили свои традиции, например, жители древней столицы Японии Киото, ходящие по улицам в традиционных одеждах, или христиане-вьетнамцы, посещающие богослужение в изумляющих своим изяществом национальных костюмах… Да и перед лицом становящегося все демонстративнее и агрессивнее ислама православным будет отнюдь не плохо заявить о своей национальной и религиозной идентичности. А может быть, стоит вести речь не столько о копиях древнерусских одежд, сколько о костюмах «по мотивам» – как создали модельеры Dolce & Gabbana коллекцию в стиле мозаик Византии?

На этот вопрос мы не станем давать однозначного ответа. Скажем лишь, что перед всеми нами стоит интереснейшая творческая задача: создание облика современного жителя Святой Руси – страны, существующей в каждом верующем сердце, воплотившейся в каждой благочестивой семье… И пожалуй, образ этот сформируется самой жизнью: если верующие женщины будут стремиться всегда и везде выглядеть в соответствии с идеалами благочестия, они найдут красивые и практичные формы своего одеяния.