Судьбы мира решаются не в кабинетах, а в монашеских кельях Беседа с игуменией Иулианией (Каледа)  

На вопросы нашего корреспондента любезно ответила игумения Иулиания (Каледа) – настоятельница Зачатьевского женского монастыря и заместитель председателя  Комиссии межсоборного присутствия по монастырям и монашествующим Русской Православной Церкви.

 - Что главное в монастыре: молитва или служение людям?

- Служение миру невозможно без молитвы. Монастыри служат миру в первую очередь ею, а потом уже всем остальным. Кто-то из святых отцов сказал, что судьбы мира решаются не в кабинетах, а в монашеских кельях. Поэтому если монах очищает свое сердце и освящается благодатью Божией, творит молитву – тем самым он служит миру.

 

- Распространено мнение, что в женских монастырях сестры не столько ведут духовную жизнь, сколько трудятся на хозяйственных послушаниях.

- Комиссией подготовлен проект Положения о монастырях и монашествующих. В нем делается акцент на то, что главное дело монашествующих – молитва и что все насельники обителей должны посещать богослужения. Послушания должны совершаться (без этого невозможно), но в разумных пределах. Десять, пятнадцать, двадцать лет назад монастыри только начинали строиться, и понятно, что много времени уходило на необходимые для этого труды – но сейчас пришло время обратить внимание на внутреннее содержание. И мы очень надеемся, что ситуация будет меняться к лучшему. Хотя уже и сейчас во многих женских монастырях положение улучшается. Слава Богу, сегодня у нас есть возможность общаться и с представителями других Поместных Церквей, в том числе со старцами Афона: в рамках Рождественских чтений проводилась секция, посвященная монашеству, в конце сентября этого года в Лавре прошла конференция, где с нами делились опытом гости из других Поместных Церквей.

Зачатьевский монастырь

 

- Зачатьевский монастырь посещают опытные монахи из других поместных православных церквей?

- В 2011 году, когда в Россию со Святой горы Афон был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, наш монастырь посетил настоятель Ватопеда архимандрит Ефрем. Вместе со Святейшим Патриархом он совершил богослужение, затем беседовал с насельницами обители. Наши вышивальщицы в знак благоговения к Пречистой изготовили бархатный пояс и расшили его. Он был освящен на подлинном Поясе Божией Матери. Отец Ефрем забрал пояс на Афон и там пояс полгода хранился под ковчегом с Честным Поясом, напитываясь благодатью.

 

- А в благоукрашении обители используются мотивы, присущие, например, православной Греции?

- У нас добрые отношения и с монастырем Киккской иконы Божией Матери – она соименна нашей «Милостивой». В Свято-Духовском храме нашей обители, который построен в византийском стиле, мы украсили иконостас фризом, скопированным с того, что можно увидеть в Киккском монастыре.

 

- Почему в лампады, украшающие иконостас Свято-Духовского храма, вправлены страусиные яйца? Они настоящие?

- Эта традиция тоже заимствована нами на Крите. Она возникла потому, что в страусиных яйцах содержится вещество, которое отпугивает насекомых. Но есть тут и духовный смысл. Дело в том, что страус – удивительная птица. Птенцов высиживает самец, причем все его внимание во время высиживания постоянно обращено на яйцо. Если он отвлечется – зародыш тут же погибнет. Так и мы должны быть всегда в Боге, если мы забываем о Нем, то духовно умираем. Страус – мужественная птица: он ни за что не сойдет с яиц, скорее погибнет. И мы должны быть верны Христу. Поскольку храм посвящен Святому Духу, кронштейны для лампад сделали в виде голубей.

 

- Храм Святого Духа до революции был таким же, как сегодня?

- По внешнему облику – да, внутри же это здание выглядело иначе. Это была монастырская богадельня с кельями несших послушание в ней сестер и домовым храмом. При реставрации мы сделали церковью все помещение, на месте келий устроили придел, который освятили во имя священномученика Владимира Амбарцумова.

 

- Священномученик Владимир – Ваш дедушка. А правда ли, что на его иконе можно увидеть и других Ваших родных?

- Да. Мы написали икону священномученика с житием. На ней можно увидеть и моего отца – будущего протоиерея Глеба Каледу, а тогда – мальчика, духовного сына священномученика. Владимира. Юный Глеб помогал отцу Владимиру – относил продукты семьям «лишенцев», родственники которых были арестованы и которые голодали, и мы видим его на клейме, повествующем об этой помощи. На другом клейме иконописец изобразил мою маму, дочь священномученика Владимира, – она присутствует при его аресте. Духовным отцом священномученика Владимира был преподобноисповедник Георгий Даниловский – мы видим на иконе и его. С его именем моя мама приняла монашеский постриг в конце своей жизни. Мама ездила к нему вместе со своим отцом и очень почитала отца Георгия. Когда его прославили в лике святых, братия Данилова монастыря прислала за мамой машину, чтобы она могла поехать, поклониться мощам своего духовного отца. Ей подарили иконку с частицей его мощей. За полтора года до кончины мамы нашу обитель посетил схиигумен Илий и благословил ее на монашество. Я стала думать, как ее назвать. Как же еще, как не именем любимого святого мамы: она с ним разговаривала как с живым, смотрела на его икону и рассказывала все свои скорби... И я попросила Святейшего благословить совершить постриг мамы наместнику Данилова монастыря. И вот отец Алексий постриг ее – здесь, в дедушкином приделе. Потом она рассказывала сестрам монастыря о том, как познакомилась со своим святым, как маленькой девочкой сидела у него на коленочках, как брала у него благословение... В росписях придела отражена тема новомучеников, в частности убиение праведников в Бутове.

 

Беседовала Алина Сергейчук, 2013 г.

Историческая справка

 

Исторический путь Зачатьевского монастыря был многотруден, как и вся история нашего Отечества. В 1377 году сестры святителя Алексия, митрополита Московского, в постриге принявшие имена Иулиания и Евпраксия, по благословению своего брата основали первый в Москве женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия.

В 1547 году, во время Большого Московского пожара, обитель полностью сгорела и, по велению царя Иоанна Грозного, была перенесена под защиту стен каменного Белого города, на место, где ныне находится Храм Христа Спасителя. На прежнем же месте, освященном молитвой поколений подвижниц, остались несколько сестер. Из этого корня на древнем месте вновь вырос монастырь. Его расцвет начался в правление благочестивого царя Федора Иоанновича, который по благословению Патриарха Иова построил в нем каменный храм во имя Зачатия Праведной Анны и сделал щедрые пожертвования для облегчения жизни монахинь. Интересно, что храм этот был устроен на дубовых сваях – на это указывают отпечатки, сохранившиеся на фундаменте. По этому храму монастырь стал именоваться Зачатьевским,

В 1925 году монастырь был закрыт, несколько лет спустя главный собор был взорван, храм Святого Духа перестроен до неузнаваемости. Возрождение древней святыни началось в 1991   году, когда при находящемся неподалеку храме Илии Пророка обыденного было создано сестричество во имя иконы Божией Матери «Милостивая». В 1993 году монастырь возвратили верующим. Его настоятельницей стала игумения Иулиания (Каледа). В 2001 году преподобные Иулиания и Евпраксия были прославлены в лике святых.