Праздники и посиделки наших предков

 

Праздники и памятные даты на Руси отмечали совместно. В глубинке не было театров и музеев, но люди всегда умели скрасить свой досуг, провести время приятно и с пользой! В каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, спеть песню, посоперничать в потехах и забавах

 

Посиделки устраивали, в основном, когда не было полевой работы. В одних деревнях посиделки устраивали поочередно в доме каждой девушки или парня, в других – в складчину снимали для этого помещение в избе у одинокого односельчанина, бездетной вдовы или солдатки. Они могли быть как праздничными, так и более скромными, – будничными. На первых устраивали игры, смеялись, играли на балалайке, даже водили хороводы; на вторых вели тихие беседы и пели спокойные песни.

На будничные посиделки брали с собой работу: девушки пряли, вышивали на пяльцах, шили. Под руками мастериц рождались вещи, становившиеся потом их приданым или подарком близким, украшением дома или предметом одежды. Парни тоже не сидели без дела: что-то мастерили.

Рукоделье на посиделках бывало разным. В периоды, когда требовалось выполнять сезонную работу, например, прясть лен или шерсть, занимались ею. Если же срочной работы не было, главной задачей рукодельниц на трудовых посиделках становилось приготовление себе приданого. Приданое для девочки начинали готовить практически с того момента, как она появлялась на свет. Сначала этим занималась мать, затем – сама подрастающая умелица. Задачей девицы было подготовить себе одежду на всю жизнь – с юности до преклонных лет.

"Христиания" +7 (812) 409-53-55 xristiania.com

Считалось, что одежда, изготовленная человеком, находящимся в расцвете сил и здоровья, сохранит в себе частицу его жизненной силы и будет помогать ему во время ношения. Бытовало поверье: чем больше одежды заготовишь, тем дольше проживешь. Помимо одежды для себя, девушка готовила подарки, которыми она станет оделять гостей на своей свадьбе – искусно отделанные полотенца. Полотенце символизировало связь между людьми: недаром и сегодня во время венчания молодые стоят на разостланном на полу рушнике. Работу разделяли на более сложную, которую можно было выполнять только в будни, и легкую, уместную и в канун праздника. К последней категории обычно относили вязание и вышивание.

Широко распространен был вариант посиделок, четко разделенных на две части: рабочую и посвященную общению и веселью. Сначала на такие посиделки собирались девушки. Они занимались рукодельем, вели негромкие разговоры, пели протяжные песни. Затем в избу гурьбой входили парни, приветствовали красных девиц – и характер собрания резко менялся. Начинались игры, веселье. Молодежь разбивалась на пары – при этом часто менять игрового партнера было не принято. Впрочем, некоторые игры как раз и были построены на смене пар. В разных губерниях с посиделками были связаны различные обычаи и традиции. Где-то в них участвовали и подростки, а где-то – только молодежь, достигшая брачного возраста. В иных местах на посиделки приходили и молодые супруги, в других это не было в обычае. Зачастую участие в веселом собрании могли принять и парни из соседних деревень – местные ребята брали за это «выкуп» на устроение посиделок.

На праздничные посиделки, а летом в хоровод, как правило, надевали лучшую одежду. Девицы старались показать себя, не ударить в грязь лицом перед подругами и, конечно, перед потенциальными женихами.

И сегодня, собираясь в гости, на приходской или городской праздник, верующие надевают красивые одежды, а многие добавляют к ним и оригинальные украшения "Иордань". Православное ювелирное производство  8-800-234-42-27 iordani925.ru

 

 

Важным элементом старинного русского женского костюма были украшения: бусы, ожерелья, а в древности – гривны, колты, височные кольца. Элементом ожерелья вполне могли быть небольшие крестики, которые соседствовали с чисто декоративными подвесками. В небольших русских речках было много жемчуга, поэтому даже простые девушки и женщины делали себе такие украшения и так расшивали свою одежду, что иностранцы, увидев их, поражались роскоши их нарядов.

Сложность и многообъемность украшений считалась достоинством девушки: она указывала на трудолюбие и проворство красавицы, которая успела не только выполнить всю необходимую работу, но и изготовить себе праздничный убор.

Угощения на посиделках устраивали вскладчину. Это могли быть и вполне простые будничные блюда, и праздничные – например, пряники.  В чести был тот кавалер, который являлся на деревенский праздник с угощением для его участников: орехами, сластями. Бывали и празднества на природе, вроде современных пикников. Например, на Троицу девицы собирались в полях и ели яичницу.

Во многих местах пряник на посиделках имел твердое обрядовое значение: его дарили понравившейся девушке. От этого даже произошла поговорка: «Без пряников не заигрывают». Пряник считался символом достатка, сладкой жизни. Его пекли на меду и щедро сдабривали специями. В разных губерниях сложились свои виды пряников: печатные, козюли и др.

 

Светлана Филиппова