Андреевский собор г. Волхов

Беседа с Николаем Кужаровым, членом Союза Архитекторов России, главным архитектором ООО ГК «ОКИМО»

 

– Прототипом для Андреевского собора г. Волхов стала Успенская церковь села Варзуга?

– Да, действительно, по заданию Председателя Епархиальной Архитектурной комиссии игумена Антония (Кузнецова) и директора Волховского филиала АО «Апатит» А.В.  Сидельникова данный храм был принят за ориентир для дальнейшего проектирования. Объемно-планировочные решения, основанные на вдохновившем нас образе, мы дорабатывали в соответствии с пожеланиями заказчика, особенностями земельного участка, с современными нормами строительства. Если говорить о внешнем облике, то мы не стали делать кокошники, гульбище. Колокольня у нас находится в храме, в восьмерике над средней частью, в Варзуге она отдельно стоящая. Есть отличия, продиктованные возможностями современного строительства: мы оборудовали цокольный каменный этаж с нижним храмом и техническими помещениями для размещения сетей инженерно-технического обеспечения. Внешний облик здания выполнен в стилистике старорусского шатрового храма, в плане – крещатый. Из центра креста вырастает четверик, на который установлен невысокий восьмерик с повалом, завершенный шатром. Каждая сторона креста основания завершается системой стоящих друг на друге бочек.

 

– Получилась связь XVII и XXI веков?

– В своей работе мы попытались приблизиться к трудам мастеров, создававшим потрясающие творения деревянного зодчества на Русском Севере. Своим обликом храм отсылает нас к старине, при этом он оборудован по последнему слову техники. Для отопления и гидроизоляции нами были использованы самые современные материалы. В цокольном этаже расположены помещения для инженерного обеспечения, куда заведено централизованное отопление, водоснабжение, канализация. Храм подключен к сетям связи, благодаря чему функционирует пожарная сигнализация, видеонаблюдение – есть специальное серверное помещение. Вентиляция в верхнем и нижнем храме имеет несколько режимов работы в зависимости от наполненности помещений. В верхней части церкви, в потолке, там, где «небо», мы сделали разреженную доску – через отверстия уходит отработанный воздух. На колокольне установлен «электронный звонарь». Детально прорабатывались элементы декора: наличники, причелины, полотенца и т.д.

 

– А что Вы скажете об акустике храма?

– На хорошую акустику  храма повлияло два основных фактора. Первый – это материал стен. Лиственница обладает прекрасными акустическими данными, недаром она использовалась даже при изготовлении органов. Второй – это планировочное решение. Благодаря тому, что мы взяли за основу церковь, имеющую в поперечном сечении форму креста, акустика в соборе получилась исключительной – все отмечают это после богослужений.

 

– Что для Вас было самым сложным в работе над собором?

– Лично для меня самым сложным было уложиться в сроки и не потерять в качестве. Построить красиво и качественно в России могут – у нас сильная архитектурная и строительная школа. Но с учетом скорости возведения, думаю, это было бы под силу не многим строительным компаниям.

 

Беседовала Наталья Зубкова

www.okimo.ru
cerkvi.okimo.ru