Богослужебные Евангелия. Драгоценный оклад для Слова Божия

Богослужебное Евангелие в золотом окладе, принадлежавшее королеве Теоделинде

Традиция богато украшать книги пришла к нам из древнейших времен. Уже в те времена, когда книги писали на пергаменте, особо ценные экземпляры богато украшали. В «Жизнеописании Константина», составленном историком Евсевием Кесарийским, упоминается, что равноапостольный император около 331 г. пожелал снабдить священными книгами возведенные им храмы и повелел изготовить «50 рукописей Священного Писания на пергаменте тонкой выделки, удобных для переноски и отчетливо написанных профессионально подготовленными писцами, достигшими совершенства в своем искусстве». Автор жизнеописания упоминает, что книги были «роскошно переплетены».

Как мы видим, обыкновение богато украшать богослужебные книги появилась уже во времена Константина Великого, а может быть, и ранее.

Евангелие, заключающее в себе Слово Божие, во время богослужения является символом Самого Христа – Бога-Слова: его торжественно выносят в определенные моменты службы, верующие благоговейно прикладываются к нему. Поэтому логично, что священные книги стали украшать наравне с иконами и богослужебной утварью.

Королева лангобардов Теоделинда Дочь баварского герцога Гарибальда I  и королевы Вальдрады, Теоделинда в 588 году стала супругой лангобардского короля Аутари. Лангобарды, германское племя, поселившееся на территории Северной Италии, в то время придерживались арианской ереси, но Теоделинда была православной. Со временем она обратила в истинную веру своего супруга и много потрудилась для обращения всех лангобардов. Королева состояла в переписке со святителем Григорием Двоесловом, который возлагал большие надежды на ее посредничество и благодарил ее за предотвращение кровопролитий. Святитель подарил Теоделинде драгоценную святыню – один из гвоздей, которыми был распят Спаситель. Королева приказала изготовить из этого гвоздя корону для своего супруга – так появилась знаменитая Железная корона лангобардов. Теоделинда общалась и с другими выдающимися христианскими деятелями своего времени. В частности, она всячески содействовала миссионерскому подвигу ирландского просветителя святого Колумбана. Королева строила храмы – ею был возведен собор Иоанна Предтечи в Монце, и, конечно, снабжала их драгоценной утварью.

Привычные для нас обложки богослужебных Евангелий, изготовленные в ювелирных техниках и украшенные священными изображениями, были распространены уже в Византии. Древнейшее дошедшее до наших дней Евангелие в драгоценной обложке принадлежало королеве лангобардов Теоделинде. Его золотой оклад украшен драгоценными камнями, эмалью по скани и четырьмя камеями. В эстетике этого произведения искусства начала VII столетия чувствуется античное влияние.

Памятник зрелой Византии – Евангелие XIV столетия, сохранившееся в библиотеке собора Сан-Марко в Венеции. Оклад этой книги изготовлен из покрытого позолотой серебра на деревянной основе. Композиция обложки напоминает современные богослужебные Евангелия. На лицевой стороне в центре – рельефный образ Воскресения Христова, над ним –  образ Этимасии (Престола уготованного). По сторонам расположились миниатюрные изображения святых и событий Священной Истории в прямоугольных медальонах. Лики святых выполнены цветными эмалями, сюжетные изображения рельефны. Оборотная сторона книги украшена не менее богато и тщательно, нежели лицевая. На ней мы видим Распятие Спасителя, а также изображения избранных святых и двунадесятых праздников. К XIV столетию относится и один из великолепнейших памятников церковной утвари Древней Руси – Евангелие, принадлежавшее боярину Федору Кошке, одному из приближенных благоверного князя Димитрия Донского. Книга написана уставом (древнерусским письмом без пробелов) на пергаменте и помещена в массивный серебряный оклад. О том, сколь значимым событием было создание манускрипта такого уровня, свидетельствует надпись, выбитая на краю оклада:  «В лето 6900 (1392) месяца марта индикта 31 оковано бысть Евангелие сие при велицем князе Васильи Дмитриевиче Всея Руси при преосвященном Киприане митрополите Киевском Всея Руси повеленьем раба Божья Федора Андреевича». Текст рукописи украшен золотыми и цветными буквицами и вставками. Оклад, одно из самых великолепных произведений мастеров московского круга рубежа XIV и XV вв., сочетает несколько видов художественного убранства: литье, чеканку, скань, зернь, эмаль. Композиция изображений на окладе включает множество фигур. В центре деисис: Спас на троне с предстоящими Богоматерью и свт. Иоанном Златоустом. В столь необычном сочетании (обычно в композиции деисиса мы видим Иоанна Предтечу) прочитывается указание на литургическое предназначение книги: ведь именно свт. Иоанн Златоуст является составителем наиболее часто употребляемого чина Божественной Литургии. Выше мы видим образ Спаса Эммануила в круглом медальоне; по сторонам от него – ангелы с орудиями Страстей Христовых. По углам оклада расположены образы четырех евангелистов, по краям – миниатюрные рельефные изображения святых и херувимов. Фон средника украшен тончайшей витой сканью и зернью, фоны изображений заполнены цветной эмалью. О значимости этого произведения древнерусских ювелиров говорит тот факт, что царь Иоанн Грозный в 1558 году заказал создание богослужебного Евангелия, оклад которого копировал данный памятник.

Алина Сергейчук

  

Евангелие, принадлежавшее боярину Федору Кошке. XIV в.

P.S. Многие знакомые нам слова происходят от особенностей изготовления книг в старину. Например, слово «рубрика» происходит от латинского ruber – «красный». В древности книги писали черными или коричневыми чернилами, а заголовки и начальные буквы выделяли красным цветом, реже – синим или желтым.

Слово «кодекс» тоже связано с древним книгоизданием. Так называли книгу, сшиваемую из согнутых пополам листов пергамента или папируса – примерно такую же форму имеют и современные книги. Для начала нашей эры это было новшеством: ранее книги писали на скручиваемых в трубку свитках. Ученые связывают появление кодекса с первыми христианами: вероятно, именно им пришла мысль изготавливать книги Священного Писания такой формы, в то время, как, например, у иудеев Тора традиционно представляла собой свиток. С древнейших времен книги украшали миниатюрными иллюстрациями. Древнейшие дошедшие до нас рукописи Нового Завета, снабженные иллюстрациями, относятся к VI веку – это Синопский и Россанский кодексы, написанные на пурпурном пергаменте.