Чем расписывают храмы

Как расписывают православные храмы? В наши дни практикуется несколько технологий. Одни из них пришли из глубины веков, другие основаны на современных материалах.

 

Фреска по сырой штукатурке – самый традиционный метод, требующий от мастеров виртуозного искусства. Живопись создается минеральными красками на водной основе по стене, которая только что покрыта известковой штукатуркой. Секрет состоит в том, что роспись необходимо завершить за то время, пока сохнет штукатурка, то есть всего за несколько часов. Именно так работали Дионисий и Андрей Рублев. Расписать таким образом можно далеко не каждый храм: например, на бетонную стену известковая штукатурка и, соответственно, роспись по ней просто не ляжет. Впрочем, не стоит думать, что все древние фрески от начала до конца были написаны «по сырому». Роспись завершали уже по сухой стене темперными красками на яичной основе.

В трактате афонского иеромонаха и иконописца XVII века Дионисия Фурноаграфиота «Ерминия или Наставление в живописном искусстве» есть раздел «Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются». Там сказано: «Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло­коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет».

Позднее стенопись начали полностью выполнять яичной темперой. В XVIII столетии храмы стали расписывать масляными красками, но эта технология имела ряд недостатков, в частности – очень долгое время высыхания стенописи и способность к растрескиванию красочного слоя.

В наши дни широко распространена стенопись акриловыми красками. Такая роспись отличается яркими, сочными цветами и блестящей поверхностью. Многим эта эстетика очень нравится. К тому же, акриловая стенопись представляет собой пленку, которую при желании можно снять со стены. Акрилом в наши дни расписывают и храмы, и светские интерьеры. Метод широко распространен ввиду своей относительной дешевизны. Акриловая стенопись не трескается. Если есть желание сделать ее матовой, – поверхность по окончании росписи можно покрыть специальным лаком.

Роспись силикатными красками, созданными на основе жидкого калиевого стекла, сочетает в себе преимущества фрески и акрила. Поверхность получается бархатистой, цвета – нежными, скорее пастельными, нежели яркими. При этом силикатные краски не ограничивают художника во времени работы, а расписывать ими можно не только кирпичные, но и бетонные стены, а также стены из силикатного кирпича. Силикатные краски проникают глубоко внутрь стены, поэтому роспись получается очень стойкой. Такая живопись внешне напоминает древние фрески.

Со времен Византии до нас дошли великолепные росписи, украшенные золотыми фонами. Золото в церковном искусстве – метафора Нетварного Божественного Света. Стены покрывали настоящим сусальным золотом. Иногда золотили лишь небольшие фрагменты росписи: нимбы, ассист (блики света). В наши дни эта традиция переживает свое возрождение. Производители золота предлагают металл разных оттенков, что позволяет создавать выразительные художественные эффекты. Игра света на белом, желтом, цветном, червонном золоте выглядит поистине великолепно. В целях удешевления вместо натурального золота нередко используют краски, которые дают эффект золотого или серебряного блеска либо покрытия бронзой. Современные материалы дают возможность не только расписать храм, но и защитить стены от грибка и плесени. Для этого используются специальные добавки и пропитки. Увеличению прочности росписи, усилению сцепления краски со стеной служат грунтовки, которые накладываются под живопись. Силикатным краскам соответствует силикатная грунтовка, акриловым – акриловая. При необходимости стенопись покрывают защитными грязе­ и водоотталкивающими покрытиями. Наиболее распространены силикатные и акриловые лаки. Одним из самых высокотехнологичных является покрытие на основе наностекла, представляющее собой тончайшую невидимую сверхпрочную пленку.

 

Елена Вишковская