Мозаика «Древо Жизни» в апсиде San Clemente

 

Емкой иллюстрацией к системе христианских символов является мозаичное убранство конхи (свода алтаря) собора сщмч. Климента в Риме. Ее украшает удивительная по богатству символики композиция «Древо Жизни», в которой присутствуют едва ли не все христианские символы, которые использовались в то время. Эта мозаика была создана в XII столетии, но ученые предполагают, что прототипом для нее стала композиция IV-V вв., поскольку символы, изображенные на ней, относятся к первохристианской эпохе.

Храм сщмч. Климента Римского - одна из главных общехристианских святынь Рима. Здесь почивают мощи свщенномученика Климента, а также равноапостольного Кирилла, просветителя славян, и священномученика Игнатия Богоносца.

Верхний храм базилики был возведен и украшен мозаикой в XII столетии по Р.Х. Стенопись этого храма относится к XV и XVIII векам. Под ним находится церковь, датируемая IX веком и расписанная древними фресками.

1. В центре конхи Крест. Это и есть Древо, дарующее жизнь Вселенной.

2. На Кресте сидят белоснежные голуби – образ праведных христианских душ, вероятно святых мучеников.

3. В середине обрамляющей конху арки – хризма (монограмма Спасителя). Сама же арка украшена великолепным растительным орнаментом, где, словно в райском саду, переплетаются разнообразные листья, цветы, плоды. Взор различает гроздья винограда и колосья пшеницы – указание на Искупление и Евхаристию, гранат – напоминание о страданиях Спасителя, листья лавра – знак духовной победы.

4. Внизу, под Древом, – куст аканта, который символизирует страдания за веру. Крест в данной композиции также является мостом, соединяющим землю и небо, так что по нему восходят голуби – человеческие души. Восходят от колючего куста аканта, знака земных скорбей, к деснице Божией.

Фрагмент мозаичного убранства конхи собора сщмч. Климента в Риме

5. Над крестом – сходящая с неба рука, держащая лавровый венец. От нее расходится покрытый облаками небосвод. Это – десница Творца, держащая весь мир. С нижней точкой венца триумфа соприкасается Терновый венец, так что они как бы составляют единое целое.

6. Выше, в верхней точке конхи, от небольшого равностороннего креста расходятся лучи, которые достигают символического небосвода. Один из орнаментов, составляющих эти лучи, – линейный меандр, указывает на временность земного бытия и повторение его циклов.

7. От Древа Креста на все пространство конхи расходятся извилистые виноградные лозы. Между лозами – изображения людей с нимбами и без, а также разнообразные птицы – образы христианских душ.

8. Спиралевидные завитки лоз заключают в себе то диковинные райские цветы, то целые вазоны с фруктами. Это символ духовного плодоношения Христианства и его неотмирной красоты.

9. Источник воды (под кустом аканта). Из него пьют олени и птицы: павлины, утки, цапли. Это знак Слова Божия и Таинств Церкви, к которым прибегают жаждущие Истины.  Олени напоминают нам о словах Псалтири: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебe, Боже» (Пс. 41, 2). Павлин же – символ бессмертия и воскресения, райской жизни. Эта аллегория обязана своим появлением не только красоте диковинной птицы, но и древнему поверью, что ее мясо не подвержено разложению.

Интерьер верхнего храма базилики святого Климента (итал. San Clemente)

10. По краям от живоносного источника – пастухи с овцами и козами – символ Церкви со множеством входящих в нее людей, праведных и грешных, но стремящихся к очищению.

11. В самом низу конхи белоснежный Агнец с крестчатым нимбом – символическое изображение Христа, к Которому обращены двенадцать других агнцев – апостолы.

12. Ниже конхи, на стене алтаря, изображен сонм апостолов, предстоящих Спасителю. Эта композиция симметрична изображению агнцев, которые также указывают на двенадцать ближайших учеников Христовых. Таким образом, мы встречаем здесь один и тот же смысл, выраженный в двух системах: изобразительной и символической.

13. Композиция продолжается на стене, обрамляющей конху. Нижний фриз с агнцами с двух сторон обрамлен стилизованными изображениями города – Небесного Иерусалима.

14. Следующий ряд – ростовые фигуры пророков Исайи и Иеремии, которые держат в руках развернутые свитки своих пророчеств. Над ними – апостол Петр со сщмч. Климентом и апостол Павел с вмч. Лаврентием. Рядом с фигурами святых – изображения пальм, символизирующих воскресение и духовную победу.

15. В верхнем ряду, над аркой, – Христос-Вседержитель с Евангелием в руках, а по сторонам от Него – символы четырех евангелистов: лев, ангел, орел и телец. Примечательно, что лев и телец держат Евангелия, а орел и ангел – победные венцы.