Святыни Саровской пустыни: свидетельства истории

Мы продолжаем рассказ о Свято-Успенской Саровской пустыни, освящение главного собора которой совершил этим летом Святейший Патриарх. Мастера, работавшие над возрождением обители, опирались на исторические источники и воссоздавали облик, который она имела в начале ХХ века – на момент максимального расцвета

 

Летом 1903 года журнал «Нива» опубликовал примечательный материал: «19-го июля нынешнего года в одном из отдаленных уголков России предстоит народное религиозное торжество. Мы говорим о знаменитой Саровской пустыни и о предстоящем торжественном открытии мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, причисленного к лику святых определением св. Синода от 29-го января 1903 года». Журналист высказывает предположение, что гостиницы монастыря и даже построенные к прославлению прп. Серафима временные здания не смогут вместить всех богомольцев, которые соберутся на прославление святого старца, так что верующим придется разместиться под открытым небом. Так и произошло. Между тем Саровская пустынь была весьма посещаема паломниками и имела три гостиницы: дворянскую, купеческую и для простонародья. Впечатляет тот факт, что монахи не только кормили, но при необходимости и лечили приехавших на поклонение людей. Тот же журнал «Нива» сообщает, что в монастыре действовала больница, в которой бывало по несколько тысяч амбулаторных посещений в год. При больнице постоянно находился фельдшер из братии монастыря, а врач приезжал по временам из г. Темников. Самих же насельников в монастыре насчитывалось более 300 человек: 70 монахов и 240 послушников.

 

Первым, что видели подходившие или подъезжавшие к Сарову богомольцы, была четырехъярусная колокольня Саровской пустыни. Ее высота – 81 метр позволяла поднявшимся на звонницу увидеть вдалеке Дивеевскую обитель. Изначально это сооружение планировали сделать еще выше, в 5 ярусов, но не хватило средств. Как мы видим, проблемы современных храмоздателей не были чужды и одному из известнейших монастырей Российской империи. Колокольню украшали часы с боем, а внутри нее находились небольшой храм, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, и монастырская библиотека.

Здание Успенского собора, воссозданное в наши дни, возвели в XVIII веке на месте прежнего храма, который стал тесен для многочисленной братии и богомольцев, и освятили на Успение 1777 года. Его высота составляла 60 метров. Главным меценатом возведения собора выступил московский купец Демидов.

Великие Саровские дни В великие саровские, Серафимовы дни, когда казалось, что само небо спустилось на землю и лики ангельские с ликами певцов земли «среди лета пели Пасху», воспевая хвалу Богу, дивному во святых Своих. В те дни для верного и чуткого сердца православного русского человека благоволил Господь воочию явить тайну величия и мощи России, тайну, заключенную в единении Помазанника Божия — Царя с его народом и со Христом, без Которого никто ничего творить не может, а народной души чрез Царскую веру и свою — с Богом и Его Преподобным, великим к Богу ходатаем за православную землю Русскую. Бог говорил в Сарове с народом Своим, новозаветным Израилем, с Россией, последней на земле хранительницей Православной Христовой веры и Самодержавия, как земного отображения Вседержительства во вселенной Самого Триипостасного Бога. И через самого Преподобного говорил России Господь слово Свое о том же, о том, как нужно ей хранить и оберегать во всякой чистоте и святыне великую ту тайну, которой крепка была Россия от смутных своих дней даже до сего дня. С.А. Нилус

Вот как описывает Успенский собор уже процитированный нами журнал «Нива»:

«…Вначале собором был небольшой храм, простой архитектуры. Затем, когда увеличились потребности (а вмести с тем и средства) обители, к нему был пристроен храм больших размеров, вдвое выше и с главою. Новая пристройка была обращена в храм, а прежний храм сделали алтарем. Но вскоре и этот храм оказался тесным для массы богомольцев, посещавших Саровскую пустынь, и к прежнему (второму) храму был присоединен новый – нынешний, громадный пятиглавый собор. …Прежний храм был обращен в алтарь главного предела, а алтарь бывшего до того храма (первоначальный храм) – в ризницу.

Новый храм отличается роскошью и художественностью своего внутреннего устройства. Громадный иконостас, покрытый иконами художественного письма в дорогих ризах. Средние Царские врата, изображающие Сошествие Святаго Духа на апостолов, и боковые – на которых изображено Благовещение Богоматери, исполнены с замечательным искусством. Над средними Царскими вратами находится храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы – копия с чудотворной иконы, находящейся в Киево-Печерской лавре».

Как мы видим, архитектура собора формировалась на протяжении длительного времени, причем весьма произвольно, и не могла не быть эклектичной. Между тем здание получилось гармоничным.

Второй по значимости храм Саровской пустыни, посвященный иконе Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», был зимним, отапливаемым. Как правило, в зимних храмах в центральной полосе России служили с Покрова до Пасхи. Такие храмы были меньше и ниже летних, зато в них можно было поддерживать комфортную температуру в холодный сезон. Интересно, что в северо-восточной части притвора этого саровского храма действительно находился источник с искусственно подведенной к нему водой, остатки которого были обнаружены археологами при исследовании Саровской пустыни. Здание, описанное журналистом «Нивы», приобрело свой окончательный вид в 1846 году.

«…Чудный пятиглавый храм Живоносного источника… очень красив и снаружи, и внутри. Алтарь отделен от храма резным, золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые киоты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом — икона «Живоносного источника» Божией Матери, пред которою молился сам о. Серафим, а за левым – Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана св. Троица и Собор всех святых, покоится на 4-х столбах, из которых два находятся в храме, а другие два – в алтаре, за иконостасом».

В 2019 храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» начали отстраивать заново. На сегодня он является единственной не воссозданной церковью Саровской пустыни.

Часовня над могилой прп. Серафима Саровского. Нач. ХХ в.

Часовня над могилой прп. Серафима примыкала к алтарю Успенского собора. Это была усыпальница, в которой, помимо самого прп. Серафима, находились надгробия еще двух подвижников Саровской пустыни: схимонахов Марка Молчальника и Льва. Схимонах Марк, также прославленный в лике преподобных, во многом предвосхитил подвиг прп. Серафима (прп. Серафим скончался в 1833 г., а прп. Марк – в 1817 г.). О почитании прп. Серафимом прп. Марка говорит и тот факт, что Саровский старец выбрал для своего погребения место рядом с могилой последнего. Отец Марк долгое время жил отшельником в лесу неподалеку от монастыря, трудился на огороде. К нему тянулись богомольцы, но строгий аскет хранил молчание, а если и давал ответы вопрошающим, то письменно, начертывая их углем на стене кельи. Интересно, что, как и прп. Серафим, прп. Марк был уроженцем Курска и происходил из купеческой семьи. Даже облик прп. Марка на его сохранившемся изображении напоминает прп. Серафима. Правда, в отличие от прп. Серафима, прп. Марк юродствовал, за что вначале был даже неоднократно изгоняем из монастыря.

«Часовня не велика: она едва достигает и аршин длины и ширины и 4 аршин высоты. Она находится в углу, который образуют алтарные стены главного алтаря и правого придела, так что эти две стены заменяют две стены часовни, а другие стены ее сооружены из железных рам со стеклами. Для входа и выхода служат две двери с восточной стороны. Железную на четыре ската крышу часовни венчает небольшая глава с крестом.

… На надгробии, устроенном над местом успокоения о. Серафима с западной стороны находится картина, изображающая его кончину, а на противоположной стороне два опущенных пламенем вниз факела в венке. На южной стороне надгробия имеется надпись: «Под сим знаком погребено тело усопшего раба Божия иеромонаха Серафима, скончавшегося 1833 года, января 2-го дня, который поступил в сию Саровскую пустынь из курских купцов на 17-ом году возраста своего, скончался 73-х лет. Все дни жизни посвящены были во славу Господа Бога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах которых и ныне Серафим живет».

Само решение выстроить часовню наподобие легкой металлической беседки, с застекленными цветными стеклами рамами, заменяющими собой стены, в наши дни могло бы показаться необычным. Усыпальница была разрушена в советское время и восстановлена в 2006 году.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». ХIХ в.

Упоминает «Нива» и еще одну из главных реликвий Сарова, связанных с именем прп. Серафима, – его келью. «Недалеко от могилы о. Серафима находится и его келья, помещающаяся в южном корпусе. В настоящее время часть этого корпуса разобрана, оставлена одна келья о. Серафима, и над нею возводится большой каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Келья очень маленькая, имеет два окна и лежанку, выложенную образцами. Здесь хранятся вещи о. Серафима: мантия, клобук, крест и обгоревшее Евангелие, за чтением которого он скончался. Тут же сохраняются и волосы о. Серафима, спавшие с его головы после избиения его разбойниками в пустыни».

Корреспондент «Нивы» оказался недостаточно осведомлен: храм над кельей прп. Серафима был освящен в 1903 году не во имя Троицы, а в честь самого старца. Келья преподобного, разрушенная безбожниками, была воссоздана на своем фундаменте и доступна для поклонения входящих в этот храм, возвращенный Церкви уже в 2002 году.

Сегодня восстановлено большинство храмов Саровской пустыни, включая пещерную церковь в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских – самое древнее сооружение обители, которому уже более 300 лет. Работы по его реставрации включили в себя восстановление старинных вентиляционных шахт, по которым под землю поступает воздух. Эти шахты были созданы в конце 1770-х годов при ремонте храма, но, невзирая на их наличие, утварь и иконостас подземной церкви достаточно быстро начинали требовать замены. Поэтому до разрушения алтарная преграда этого храма была металлической. В наши дни современные технологии позволяют обеспечивать в подземных храмах микроклимат, практически не уступающий атмосфере обычных помещений.

 

Марина Клочкова