Мы продолжаем рассказ о Свято-Успенской Саровской пустыни, освящение главного собора которой совершил этим летом Святейший Патриарх. Мастера, работавшие над возрождением обители, опирались на исторические источники и воссоздавали облик, который она имела в начале ХХ века – на момент максимального расцвета
Летом 1903 года журнал «Нива» опубликовал примечательный материал: «19-го июля нынешнего года в одном из отдаленных уголков России предстоит народное религиозное торжество. Мы говорим о знаменитой Саровской пустыни и о предстоящем торжественном открытии мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, причисленного к лику святых определением св. Синода от 29-го января 1903 года». Журналист высказывает предположение, что гостиницы монастыря и даже построенные к прославлению прп. Серафима временные здания не смогут вместить всех богомольцев, которые соберутся на прославление святого старца, так что верующим придется разместиться под открытым небом. Так и произошло. Между тем Саровская пустынь была весьма посещаема паломниками и имела три гостиницы: дворянскую, купеческую и для простонародья. Впечатляет тот факт, что монахи не только кормили, но при необходимости и лечили приехавших на поклонение людей. Тот же журнал «Нива» сообщает, что в монастыре действовала больница, в которой бывало по несколько тысяч амбулаторных посещений в год. При больнице постоянно находился фельдшер из братии монастыря, а врач приезжал по временам из г. Темников. Самих же насельников в монастыре насчитывалось более 300 человек: 70 монахов и 240 послушников.
Первым, что видели подходившие или подъезжавшие к Сарову богомольцы, была четырехъярусная колокольня Саровской пустыни. Ее высота – 81 метр позволяла поднявшимся на звонницу увидеть вдалеке Дивеевскую обитель. Изначально это сооружение планировали сделать еще выше, в 5 ярусов, но не хватило средств. Как мы видим, проблемы современных храмоздателей не были чужды и одному из известнейших монастырей Российской империи. Колокольню украшали часы с боем, а внутри нее находились небольшой храм, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, и монастырская библиотека.
Здание Успенского собора, воссозданное в наши дни, возвели в XVIII веке на месте прежнего храма, который стал тесен для многочисленной братии и богомольцев, и освятили на Успение 1777 года. Его высота составляла 60 метров. Главным меценатом возведения собора выступил московский купец Демидов.

Великие Саровские дни В великие саровские, Серафимовы дни, когда казалось, что само небо спустилось на землю и лики ангельские с ликами певцов земли «среди лета пели Пасху», воспевая хвалу Богу, дивному во святых Своих. В те дни для верного и чуткого сердца православного русского человека благоволил Господь воочию явить тайну величия и мощи России, тайну, заключенную в единении Помазанника Божия — Царя с его народом и со Христом, без Которого никто ничего творить не может, а народной души чрез Царскую веру и свою — с Богом и Его Преподобным, великим к Богу ходатаем за православную землю Русскую. Бог говорил в Сарове с народом Своим, новозаветным Израилем, с Россией, последней на земле хранительницей Православной Христовой веры и Самодержавия, как земного отображения Вседержительства во вселенной Самого Триипостасного Бога. И через самого Преподобного говорил России Господь слово Свое о том же, о том, как нужно ей хранить и оберегать во всякой чистоте и святыне великую ту тайну, которой крепка была Россия от смутных своих дней даже до сего дня. С.А. Нилус
Вот как описывает Успенский собор уже процитированный нами журнал «Нива»:
«…Вначале собором был небольшой храм, простой архитектуры. Затем, когда увеличились потребности (а вмести с тем и средства) обители, к нему был пристроен храм больших размеров, вдвое выше и с главою. Новая пристройка была обращена в храм, а прежний храм сделали алтарем. Но вскоре и этот храм оказался тесным для массы богомольцев, посещавших Саровскую пустынь, и к прежнему (второму) храму был присоединен новый – нынешний, громадный пятиглавый собор. …Прежний храм был обращен в алтарь главного предела, а алтарь бывшего до того храма (первоначальный храм) – в ризницу.
Новый храм отличается роскошью и художественностью своего внутреннего устройства. Громадный иконостас, покрытый иконами художественного письма в дорогих ризах. Средние Царские врата, изображающие Сошествие Святаго Духа на апостолов, и боковые – на которых изображено Благовещение Богоматери, исполнены с замечательным искусством. Над средними Царскими вратами находится храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы – копия с чудотворной иконы, находящейся в Киево-Печерской лавре».
Как мы видим, архитектура собора формировалась на протяжении длительного времени, причем весьма произвольно, и не могла не быть эклектичной. Между тем здание получилось гармоничным.
Второй по значимости храм Саровской пустыни, посвященный иконе Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», был зимним, отапливаемым. Как правило, в зимних храмах в центральной полосе России служили с Покрова до Пасхи. Такие храмы были меньше и ниже летних, зато в них можно было поддерживать комфортную температуру в холодный сезон. Интересно, что в северо-восточной части притвора этого саровского храма действительно находился источник с искусственно подведенной к нему водой, остатки которого были обнаружены археологами при исследовании Саровской пустыни. Здание, описанное журналистом «Нивы», приобрело свой окончательный вид в 1846 году.
«…Чудный пятиглавый храм Живоносного источника… очень красив и снаружи, и внутри. Алтарь отделен от храма резным, золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые киоты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом — икона «Живоносного источника» Божией Матери, пред которою молился сам о. Серафим, а за левым – Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана св. Троица и Собор всех святых, покоится на 4-х столбах, из которых два находятся в храме, а другие два – в алтаре, за иконостасом».
В 2019 храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» начали отстраивать заново. На сегодня он является единственной не воссозданной церковью Саровской пустыни.
Часовня над могилой прп. Серафима примыкала к алтарю Успенского собора. Это была усыпальница, в которой, помимо самого прп. Серафима, находились надгробия еще двух подвижников Саровской пустыни: схимонахов Марка Молчальника и Льва. Схимонах Марк, также прославленный в лике преподобных, во многом предвосхитил подвиг прп. Серафима (прп. Серафим скончался в 1833 г., а прп. Марк – в 1817 г.). О почитании прп. Серафимом прп. Марка говорит и тот факт, что Саровский старец выбрал для своего погребения место рядом с могилой последнего. Отец Марк долгое время жил отшельником в лесу неподалеку от монастыря, трудился на огороде. К нему тянулись богомольцы, но строгий аскет хранил молчание, а если и давал ответы вопрошающим, то письменно, начертывая их углем на стене кельи. Интересно, что, как и прп. Серафим, прп. Марк был уроженцем Курска и происходил из купеческой семьи. Даже облик прп. Марка на его сохранившемся изображении напоминает прп. Серафима. Правда, в отличие от прп. Серафима, прп. Марк юродствовал, за что вначале был даже неоднократно изгоняем из монастыря.
«Часовня не велика: она едва достигает и аршин длины и ширины и 4 аршин высоты. Она находится в углу, который образуют алтарные стены главного алтаря и правого придела, так что эти две стены заменяют две стены часовни, а другие стены ее сооружены из железных рам со стеклами. Для входа и выхода служат две двери с восточной стороны. Железную на четыре ската крышу часовни венчает небольшая глава с крестом.
… На надгробии, устроенном над местом успокоения о. Серафима с западной стороны находится картина, изображающая его кончину, а на противоположной стороне два опущенных пламенем вниз факела в венке. На южной стороне надгробия имеется надпись: «Под сим знаком погребено тело усопшего раба Божия иеромонаха Серафима, скончавшегося 1833 года, января 2-го дня, который поступил в сию Саровскую пустынь из курских купцов на 17-ом году возраста своего, скончался 73-х лет. Все дни жизни посвящены были во славу Господа Бога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах которых и ныне Серафим живет».
Само решение выстроить часовню наподобие легкой металлической беседки, с застекленными цветными стеклами рамами, заменяющими собой стены, в наши дни могло бы показаться необычным. Усыпальница была разрушена в советское время и восстановлена в 2006 году.
Упоминает «Нива» и еще одну из главных реликвий Сарова, связанных с именем прп. Серафима, – его келью. «Недалеко от могилы о. Серафима находится и его келья, помещающаяся в южном корпусе. В настоящее время часть этого корпуса разобрана, оставлена одна келья о. Серафима, и над нею возводится большой каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Келья очень маленькая, имеет два окна и лежанку, выложенную образцами. Здесь хранятся вещи о. Серафима: мантия, клобук, крест и обгоревшее Евангелие, за чтением которого он скончался. Тут же сохраняются и волосы о. Серафима, спавшие с его головы после избиения его разбойниками в пустыни».
Корреспондент «Нивы» оказался недостаточно осведомлен: храм над кельей прп. Серафима был освящен в 1903 году не во имя Троицы, а в честь самого старца. Келья преподобного, разрушенная безбожниками, была воссоздана на своем фундаменте и доступна для поклонения входящих в этот храм, возвращенный Церкви уже в 2002 году.
Сегодня восстановлено большинство храмов Саровской пустыни, включая пещерную церковь в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских – самое древнее сооружение обители, которому уже более 300 лет. Работы по его реставрации включили в себя восстановление старинных вентиляционных шахт, по которым под землю поступает воздух. Эти шахты были созданы в конце 1770-х годов при ремонте храма, но, невзирая на их наличие, утварь и иконостас подземной церкви достаточно быстро начинали требовать замены. Поэтому до разрушения алтарная преграда этого храма была металлической. В наши дни современные технологии позволяют обеспечивать в подземных храмах микроклимат, практически не уступающий атмосфере обычных помещений.
Марина Клочкова