Эмалевые крестики и образки

Эмалевый образок, Византия

Эмали занимали значимое место в церковном ювелирном искусстве с древнейших времен. «Визитная карточка» придворных ювелиров Византии – яркие, красочные образки из золота, изображение на которых выполнено в технике выемчатой эмали в сочетании с драгоценными камнями и чернением. Вспомним великолепные золотые бармы императоров ромеев – по сути это те же эмалевые образки, объединенные в пышное ожерелье. Эмаль, наплавляемая на металл, была изобретена на Ближнем Востоке еще в 1-м тысячелетии до нашей эры – практически одновременно с появлением в обиходе человечества стекла.

Первое упоминание об эмалевых изделиях, изготовленных русскими мастерами, датирующееся 1175 г., мы видим уже в Ипатьевской летописи. Археологи находят множество артефактов, относящихся к эмальерному искусству древней Руси. Это не только элитарные изделия, принадлежавшие князьям и боярам. Нательные кресты, изготовленные из меди и, соответственно, когда-то висевшие на груди у простолюдинов, также часто украшались эмалевыми узорами. В XI – XIII веках крестики часто не несли на себе изображения Распятия, но декорировались геометрическими орнаментами. Эмаль могла быть нанесена как на одну, так и на обе стороны изделия. На обороте креста нередко делали гравированную надпись.

Домонгольские нательные кресты с эмалями, XI - XIII вв.

С тельниками простых форм среди работ древнерусских мастеров соседствуют нательные кресты весьма сложной композиции, где эмалевый фон оттеняет рельефное изображение и надписи. Некоторые эмалевые нательные образки не уступали по своей тонкости и выразительности работам лучших византийских ювелиров и напоминали их по своей стилистике, что говорит о преемственности искусства.

На Руси были свои центры эмальерного дела. Мастерская, работавшая в XII–XIII веках, была обнаружена археологами на киевском Подоле. В XV столетии эмалями славился г. Усольск, позднее получивший имя Сольвычегодск. Этот город, стоявший на торговом пути из Архангельска в Сибирь, стал значимым ремесленным центром, чему способствовали местные крупные предприниматели – знаменитые купцы Строгановы. Они открыли ювелирные мастерские и выписывали для них лучших мастеров из разных городов. Важным направлением работы мастерских была эмаль. Ею украшали драгоценную храмовую утварь и посуду для царского стола, оклады икон.

В конце XVII столетия именно сольвычегодские мастера стали применять роспись по эмали – технологию, которая любима и ныне и известна под именем финифти. Суть ее такова: на металлическую пластину наносится размолотая прозрачная и белая эмаль, после чего заготовка подвергается высокотемпературному обжигу. После остывания художник наносит изображение специальными красками, прописывая его в несколько этапов, подобно тому, как иконописец создает икону. Когда рисунок готов, изделие вновь обжигают.

Крест нательный, XVII в. Серебро, литье, эмаль, жемчуг

В правление императора Петра I технику расписной эмали стали осваивать мастера Оружейной палаты в Москве. В XVIII веке эмальерное дело пришло в Ростов Великий и быстро стало его «визитной карточкой». Здесь при архиерейском доме в 1760-е годы были открыты мастерские по созданию богослужебной утвари. Интересно, что эмалевым делом занимались не только миряне, но и священнослужители. История сохранила имена выдающихся ростовских мастеров-эмальеров XVIII столетия, среди которых иерей А.И. Всесвятский, иеромонах Амфилохий, диакон П. Иванов. В середине XIX столетия в Ростове Великом работало уже более пятидесяти мастеров, создававших финифть.

В наши дни крупнейшим предприятием, занимающимся эмальерным делом в Ростове является фабрика «Ростовская финифть». Здесь уделяется немалое внимание продолжению старинных традиций. При фабрике действует музей, где можно увидеть как работы ювелиров минувших столетий, так и современные, не уступающие им по красоте и сложности.

Крест нательный. Фабрика "Ростовская финифть", XXI век

Мастера уделяют большое внимание изделиям церковной тематики. Здесь создается и драгоценная церковная утварь, и великолепные иконы, каждая из которой может стать украшением храма или частной коллекции. Все больше церковных ризниц пополняются потирами, дробницы (иконные изображения) на которых выполнены в технике финифти. Эмалевую панагию и наперсный крест выбирают для себя многие архиереи. В той же технике, позволяющей с идеальной точностью создать миниатюрную икону, выполняются и дробницы для митр. Многие произведения ростовских ювелиров соединяют в себе несколько техник: с расписной эмалью соседствует перегородчатая и эмаль по скани. Скань – это тончайшие витые драгоценные проволочки, из которых мастер сплетает узор, подобный кружеву. Ювелир «плетет» это кружево вручную, скручивая и соединяя проволочки. Другое название скани – филигрань. Скань может быть основой эмали: она напаивается на пластину, и цветная стекловидная масса заливается в образовавшиеся «окошки». Таким методом, как правило, создаются орнаментальные композиции. Нередко скань обрамляет образы, созданные в технике финифти: ажурное серебряное кружево становится рамой для икон или живописных эмалевых миниатюр.

Помимо эксклюзивных работ, ростовские эмальеры выполняют и небольшие изделия, доступные практически каждому: небольшие именные иконки, которые можно поставить на стол или в святой угол, складни, нательные кресты, образки, ладанки.

 

Алина Сергейчук

Фабрика "Ростовская финифть" www.finift-nhp.ru