Православный витраж

Вознес свое золотое пятиглавие храм свт. Спиридона Тримифунтского. На его главном куполе – уникальный крест с витражными стеклами красного и зеленого цвета. Днем играя цветными гранями на солнце, вечером крест специально подсвечивается.

Издревле церкви на Руси украшались витражами. Это были слюдяные оконницы. Слюда была типичным материалом для Древней Руси. В XIX столетии интерес к витражу проявился вновь, настолько, что император Николай I настоятельно рекомендовал использовать витражи в храмах. Он же способствовал появлению запрестольного образа «Воскресший Спаситель» в Исаакиевском соборе Петербурга в 1843 г. К концу XIX века витражи украсили собой множество храмов, и можно констатировать, что к этому времени начала складываться школа русского православного витража.

 

В 2014 году в Москве был воздвигнут храм – наследник уничтоженной в 1930-е годы церкви, давшей название московской улице Спиридоновке. Настоятель протоиерей Михаил Шманов, вместе с архитектором Денисом Римшей задумали вознести на купол крест, украшенный витражами. За воплощением смелой идеи обратились ко мне. Сложная инженерная разработка, изготовление и, наконец, крест воздвигнут на высоту более 40 метров. Еще один подобный крест засиял на главке малого храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», входящего в приходской комплекс. С этих крестов и началось благоукрашение витражами Спиридоньевского храма.

Пришел черед украсить витражами церковные окна и двери. Рисуя эскизы, подбирая цвета художественных стекол, я руководствовался двумя соображениями. Первое – стены храма батюшка хочет оставить белыми. Второе – витражи должны гармонировать с иконостасом, выполненным из фаянса и расписанным цветными глазурями. Основной цвет алтарной преграды – белый с золотом, оттененный зеленым и красным тонами. Эта цветовая гамма явилась основной и для витражей. Витражи четверика храма стали как бы отражением иконостаса. В орнаменте окон преобладают кресты, вписанные в круги – типичное оформление пространства окна в православном зодчестве. В дверных витражах геометрический и растительный орнаменты вписаны в декор кованых решеток дверных створок и создают с ними единую композицию. В витражах, изготовленных в классической технике из кусочков нарезанного и обточенного стекла, собранных на оловянно-свинцовом профиле (техника «Тиффани»), применены фацетные детали, роспись обжиговыми силикатными красками и эмалями, а также полукруглые «капельки» – кабошоны. Солнечный свет, преломляясь через фацетные стекла, оставляет на мраморном полу и белых стенах солнечные зайчики всех цветов спектра и разноцветные блики.

По результату установки этих витражей было получено благословение о. Михаила на украшение витражами окон подкупольных барабанов. Там, на высоте 27 метров, нами установлены витражные окна с крестами на золотом фоне, окантованные красным и зеленым. При создании этих окон применены оптические стеклянные детали пирамидальной формы. Благодаря витражам пространство главного купола залито золотым цветом, а в солнечную погоду свет проходит через оптические детали в витражах ясно видимыми лучами.

Главным витражом храма свт. Спиридона стал запрестольный образ Св. Троицы. Его прообразом явилась знаменитая икона прп.Андрея Рублева, но пропорции витража по сравнению с ней более удлиненные. Это обусловлено формой алтарного окна, находящегося за витражом. Пропорции рассчитаны таким образом, чтобы в дневное время витраж равномерно подсвечивался из окна. Так как окно длинное и узкое, раму с витражом пришлось вынести от стены на кронштейнах на 20 см. В витраже применено опаловое стекло с росписью обжиговыми красками, мало пропускающее свет. Чтобы достичь необходимой глубины тона, краска при создании изображения наносилась послойно, причем каждый слой подвергался обжигу. Таких этапов в росписи было семь. Кованая рама витража покрыта сусальным золотом и украшена орнаментом из прозрачных фактурных стекол, оптических хрустальных пирамидок, кабошонов и объемных элементов, изготовленных в технике спекания (фьюзинг). Образ обрамлен киотом. Внутри этого киота смонтирована светодиодная подсветка, работающая в трех режимах яркости. Это позволяет сохранить эффект светоносности иконы и в темное время суток.

В день памяти свт. Спиридона 25 декабря 2017 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спиридоньевский храм и совершил в нем богослужение. Он сфотографировался на фоне запрестольного образа Троицы и похвалил витражи. Это была самая дорогая награда за наши труды.

 

Владимир Михайлов,

художник-витражист, член Московского Союза Художников

vitrage-vm.ru, 8 (910) 473-03-04

 

 

 

Крест центрального купола храма Спиридона Тримифунтского в Нагатинском затоне, Москва