Драгоценные оклады икон

Тихвинская икона Божией Матери в старинном драгоценном окладе

Ризы и оклады служили украшением православных икон уже в Византии. Их символическое значение – указание на славу, в которой Господь, Богоматерь, святые пребывают в Небесном Царствии. Историческое уподобление иконного оклада восходит к библейскому Ковчегу Завета, который был выполнен из дерева и обложен золотом. Это подобие постулировал Седьмой Вселенский собор, на котором было утверждено иконопочитание.

 

В Древней Руси оклад, как правило, обрамлял икону, оставляя открытым сам образ. К XVII столетию стали преобладать оклады, открывающие взорам только лик и руки изображенного на иконе. Драгоценное убранство образа могло включать в себя множество деталей.

Помимо этого, оклад мог дополняться декоративными элементами: серьгами, ряснами (височными подвесками), дробницами (малыми иконками), ожерельями и т.п. Иконы Богоматери нередко украшали атрибутами царского достоинства, что указывало на величие Царицы Небесной и выражало упование верующих на Ее попечение и заступничество. Помимо коруны это могли быть княжеские цепи, гривны и пояса (в Древней Руси), наперсные кресты.

Оклады могли быть вышитыми, филигранными, чеканными, басменными, украшались эмалями, чернью, позолотой, драгоценными камнями и т.п. Их изготавливали как из золота и серебра, так и из более дешевых металлов, в частности, латуни.

Казанская икона Божией Матери в драгоценном окладе, работа Свято-Троицкого братства г. Щигры, XXI век

Риза, украшающая икону, – знак любви и почитания верующих. Драгоценными окладами издревле украшали иконы не только в храмах, но и в благочестивых домах.

В каком столетии зародилась традиция покрывать иконы драгоценными окладами, доподлинно неизвестно. Указание на обычай дополнять образ произведениями ювелирного искусства мы находим в житии прп. Иоанна Дамаскина, жившего в VII столетии по Р.Х.

Первые сведения о русских иконах, украшенных драгоценными ризами, относятся к XI-XII столетиям. Известно, что в Великом Новгороде сребропозлащенные оклады возлагали на особо чтимые образа, находившиеся в Софийском соборе: иконы Спасителя, апостолов Петра и Павла. Примерно к тому же времени относятся и сохранившиеся до наших дней византийские иконы в окладах.

Оклады украшались чеканкой, драгоценными камнями. Нередко их дополняли расшитые жемчугами и золотом пелены. Оклад иконы мог состоять из нескольких частей: рамы, собственно ризы, покрывавшей одеяния изображенных на иконе, венца, коруны (короны), цаты – луновидной привески-ожерелья, и т.п. Такой сложный оклад именовался наборным.

В старину в русских храмах драгоценные ризы можно было увидеть не только в киотах, но и в иконостасе. В серебро мог быть закован весь местный (нижний) ряд алтарной преграды, что свидетельствовало об особом почитании данных икон. Драгоценный металл и камни – это не только свидетельство благоговения и доброхотства верующих, но и символ небесной славы.

 

Елена Вишковская

 

Основные термины:

Риза – «одежда» из драгоценного металла, каменьев, жемчуга или вышитой ткани. Представляет собой одеяние изображенного на иконе.

Венец – драгоценный нимб.

Коруна (корона) – могла располагаться над венцом.

Цата – лунообразная подвеска на груди, зрительно уравновешивает венец.

Оклад – иногда так именуют драгоценный убор иконы в целом, но можно обозначить этим словом и отдельно раму, либо художественно выполненный в ювелирной технике фон.