Как выразить в стенописи победу жизни над смертью?

Главный престол Бутовского храма Святейший Патриарх Алексий благословил посвятить Воскресению Христову

Как выразить в стенописи победу жизни над смертью? - Эта задача встала перед иконописцем Константином Охотиным с соработниками, когда они приступили к росписи храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне...

Мастерская Константина Охотина занимается росписью храмов с 2006 г. Среди работ – Рождественская церковь Серафимо-Дивеевского монастыря, Троицкая церковь над источником в Шамордино, храм Архангела Михаила в Алупке, храмы в Москве: церковь Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском, храм иконы «Неувядаемый Цвет» в Рублево. В данный момент ведется работа над стенописью храма вмч. Димитрия Солунского в Хорошево, а также роспись храма прп. Сергия Радонежского на Мемориальном военном кладбище. Наиболее значимой и масштабной работой мастерской является роспись храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне.

Важной вехой в работе художников стала врученная Святейшим Патриархом летом 2019 года награда – орден прп. Андрея Рублева.

 

– Бутовский полигон – страшное место, и в то же время храм, стоящий там, посвящен Воскресению Христову. Какой иконописный язык должен был соответствовать этому?

– Вы очень точно поставили основной вопрос, который встал перед нами, когда мы приступили к этой работе. Впервые отправляясь в Бутово, я думал, что полигон – это очень мрачное место. Но ощущение от него оказалось иным. Когда я ходил между рвами, где погребены новомученики, у меня было ощущение какого-то света, который исходил от них. А когда чуть позже мы разговаривали с о. Кириллом Каледой, настоятелем этого храма, он рассказал, что изначально главный престол хотели освятить в честь Новомучеников, но Святейший Патриарх Алексий в последний момент благословил посвятить его Воскресению Христову. Это было мудрое и промыслительное решение. Понимание подвига новомучеников и состоит в том, что их страдания были не напрасны в свете Воскресения Христова. Нашей задачей было уйти от того, что Бутово – это музей, посвященный жертвам репрессий, и сделать стенопись христоцентричной, передать с ее помощью свет Воскресения. Церковь Христова воздвигнута на крови страдальцев за веру. Подвиг новомучеников стал той жертвой, благодаря которой вера в России вновь расцвела.

 

– Как рождалась композиция стенописи?

– Верхний храм в честь Воскресения олицетворяет собой небесную славу Новомучеников. Иконы с изображением рая в христианском искусстве обычно пишут на белых фонах. Мы решили приблизить стенопись к иконам рая. В результате получилась белофонная роспись со множеством орнаментов, с переплетениями зеленых райских растений и красными акцентами, напоминающими райские яблоки. Эти орнаменты обрамляют сюжеты, посвященные новомученикам.

 

– Икон многих из новомучеников до создания этой росписи не было – можно представить, сколько вам пришлось создать первообразов, работая по фотографиям...

– Писать иконописные образы по фотографиям очень трудно, но интересно. Нашей основной задачей было совместить фотографическое сходство с иконной глубиной. В результате появился особый язык, который совмещал иконописность и портретную узнаваемость.

 

– Настоятель храма участвовал в разработке композиции росписи?

– Не только участвовал, но и предложил нам немало интересных идей. Например, в храме много арок. Мы разместили в этих арках медальоны с образами священномучеников, возглавлявших епархии Русской Церкви. При этом мы соблюдали географический принцип: на южных арках написали святителей, которые служили или пострадали в южных губерниях, в северных – тех, кто нес свой подвиг на севере, тем самым показав, что это было явление повсеместное. В России не было такой области, архиереи  которой не пострадали бы за веру в ХХ веке.

 

В южном приделе Бутовского храма, освященном в честь новомучеников, начиная с купола, идет повествование о первых страдальцах за Христа

– Помимо изображений новомучеников, в росписи храма я вижу сюжеты, посвященные  древним святым.

– Мы хотели показать преемственность подвига новомучеников с подвигом древних мучеников. В южном приделе, освященном в честь новомучеников, начиная с купола, у нас идет повествование о первых страдальцах за Христа: это архидиакон Стефан, вмч. Пантелеимон, вмч. Георгий Победоносец, святые жены: Вера, Надежда, Любовь, Екатерина, Варвара, Татиана и другие. А уже ниже мы переходим к подвигу новомучеников: расстрел Царской семьи, убиение сщмч. Владимира Киевского, Алапаевские мученики, и внизу два собора: мученики Бутовские и Соловецкие. В нижнем ярусе росписи храма Воскресения по всему периметру изображены ростовые фигуры Бутовских святых, 53 группы, расположенные по дням года. В этом храме в день убиения каждого из новомучеников, пострадавших на полигоне, совершается посвященное ему богослужение. И таких дней в году 53. Когда-то поминается один святой, когда-то несколько. Такая получается бутовская минея.

 

– Северный придел посвящен святому патриарху Тихону.

– В стенописи этого придела мы отразили тему служения, и начали ее со служения апостолов. Написали Сошествие Святаго Духа, деяния апостольские: обращение Савла, распятие апостола Андрея, убиение апостола Иакова, брата Господня, сброшенного с крыши Иерусалимского храма. А ниже написали житие святителя Тихона: его рождение, служение на Аляске, интронизацию на соборе в 1918 году, заключение в Донском монастыре, где Патриарх со стены благословлял народ, и последние сюжеты – его погребение и обретение мощей.

 

– Пасхальную тему храма подчеркивает роспись купола.

– В барабане центрального придела, над парусами, мы написали 4 сюжета, связанные с Воскресением: Жены-мироносицы у Гроба Господня, Мария Магдалина видит Воскресшего Спасителя, Уверение Фомы и явление Христа апостолам на Генисаретском озере.

 

Роспись нижней церкви в Бутово посвящена теме Крестного пути

– Роспись верхнего и нижнего храмов разрабатывалась одновременно?

– Да. Нижнюю церковь мы решили посвятить теме Крестного пути. Это связано с рядом особенностей. В нижнем храме находятся витрины, где хранятся реликвии, связанные с новомучениками: принадлежавшие им вещи, даже гильзы изо рвов. К тому же богослужение в Бутовском приходе на Страстной седмице совершается в нижней церкви. Представьте себе: в невысоком, темноватом нижнем храме верующие прикладываются к Плащанице Спасителя, перед ней совершается полунощница вечером Великой субботы, затем молящиеся выходят на крестный ход – и возвращаются уже в верхний храм: устремленный ввысь, светлый, торжественный. Весь центр потолка нижнего храма – от входа до Царских врат – занимает развернутая композиция Крестного пути, начиная от суда Пилата и заканчивая Распятием. Практически вся стенопись нижнего храма выполнена двумя красками: красной охрой и черной с вкраплениями белого. Это одна из моих любимых работ. Она камерная, сосредоточенная, напряженная.

 

– Стилистику стенописи можно назвать древнерусской?

– По проводу стилистики разговор отдельный. Нам часто задают вопрос: в стиле какого столетия вы пишете? На мой взгляд этот вопрос не совсем точен. Мы живем в ХХI веке. Раньше перед художниками не стоял вопрос, в какой стилистике они работают. Прп. Андрей Рублев писал в традиции своего времени, Симон Ушаков – своего. В XIX веке была уже другая иконописная манера, и мастера создавали академическую живопись: объемную, трехмерную. А мы живем в такое время, когда мы все это знаем и видим, и это культурное наследие оказывает на нас влияние. И когда художник ставит себе задачу писать, например, в духе XV века, в этом есть какое-то несоответствие. Мы все равно не сможем влезть в шкуру человека XV столетия. Тут важно просто понять, что является главным в церковной живописи. А главное здесь, как и в любой живописи, это создание художественного образа. И надо руководствоваться не веком, не стилем, а тем, каким должен быть этот образ. Когда ты думаешь об этом, то производишь некий отбор: чем из палитры мирового художественного искусства ты можешь воспользоваться, чтобы раскрыть этот образ. Что-то берешь из одной эпохи, что-то из другой – и получается живопись XXI века. Надо просто быть честным в поиске художественных решений, а остальное придет.

 

Роспись западной части храма Архангела Михаила в г. Алупке, Крым

– Стенопись связана с архитектурой храма?

– Безусловно. Потому что в разные эпохи у монументальной церковной живописи были различные задачи. Древнерусская стенопись в храме отчасти решает архитектурные задачи. Своими композициями она полностью заполняет стены и выстраивает церковное пространство. Ростовые фигуры выполняют роль колонн. Горизонтальные фризы, ярусы композиции – это имитация неких этажей. А когда живопись сделалась объемной, трехмерной, такой подход стал невозможен, поскольку храм просто зрительно развалился бы, если бы все стены заняли какие-то активные пейзажи. Поэтому живопись стала сжиматься, уподобилась окнам или картинам в рамах, а все вокруг – альфрейные орнаменты, имитация лепнины, это просто обрамление. Архитектура диктует художнику, каким языком ему выражаться. Если в ней заложен принцип неких окон, то, скорее всего это архитектура поздняя: барокко, классицизм – и там уместен соответствующий подход. А там, где архитектура храма предполагает создание внутреннего членения с помощью самих изображений, уместна плоскостная традиция средневековья. А век живописи, которую мы создаем, – все равно XXI.

Беседовала Алина Сергейчук

Монументальная мастерская Константина Охотина

+7 (910) 493-01-51, k.okhotin.ru