Драгоценные камни и золото в церковном шитье

Храм – символ Царствия Божия, поэтому все в нем помогает молящемуся забыть о будничной суете и обратиться душой к Горнему миру. Это относится и к облачениям священнослужителей. Во время богослужения архиерей или священник, совершающий службу, символизирует собой Христа, а диакон – ангела, на что и указывают их облачения. Именно поэтому церковные облачения традиционно изготавливаются из особых тканей. Торжественные облачения нередко украшаются ювелирными вставками: драгоценными и поделочными камнями, накладками из драгоценных металлов. Золото и серебро зачастую использовались и при изготовлении самих церковных тканей.

 

В Оружейной палате Московского Кремля хранится саккос XVII столетия, принадлежавший знаменитому Патриарху Никону (годы патриаршества: 1652–1666, годы жизни: 1605–1681). Это одно из самых тяжелых и самых дорогих церковных облачений. Его вес составляет 24 килограмма. Ткань саккоса – итальянский двухпетельчатый аксамит – состоит из миниатюрных петелек крученой нити, в которой шелк переплетен с настоящим золотом. Вес облачения увеличивают вышитые жемчугом и драгоценными каменьями иконные изображения и орнаменты. Это не единственный предмет облачения Патриарха Никона, изумляющий своим великолепием. Интересен и клобук (головной убор) Никона, вышитый золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями, который можно увидеть в музее Патриарших палат Кремля. Здесь же находится клобук Патриарха Филарета (1619–1633) – отца Государя Михаила Феодоровича Романова. Помимо золотого и жемчужного шитья, он украшен золотыми дробницами – тонкими прямоугольными пластинами, на которых выгравированы миниатюрные иконы святых.

Богатство облачений придает пышность не столько самому священнослужителю, надевающему их во время богослужения, сколько атмосфере храма, и русские патриархи, принимая в дар или заказывая изготовление драгоценных церковных одежд, руководствовались стремлением к славе Божией, а не к собственному возвеличиванию. Известно, что тот же Патриарх Никон в быту одевался весьма просто, а под одеждой носил тяжелые вериги. Нередко церковные облачения жертвовали цари и царицы, знатные бояре. Например, все украшения, нашитые на саккос Патриарха Никона, хранящийся в Оружейной палате, были перенесены с саккоса, заказанного еще Царем Иоанном IV в 1583 году в память убитого сына – царевича Ивана. Об этом рас­сказывает летопись, вышитая жемчугом на вороте. То есть облачения принадлежали не носившим их, а Русской Церкви, передавались от одного иерарха к другому. Кстати, саккосы Патриарха Никона великолепно сохранились до наших дней по простой причине: ни один из патриархов, восходивших на престол Русской Церкви после Никона, не высказал желания совершать службу в столь массивном облачении.

Двухпетельчатый аксамит необычен своей фактурой. Как и следует из названия, эта ткань сплошь состоит из петелек, жестких благодаря использованию драгоценного металла. На ощупь он больше всего напомнил бы современному человеку… металлическую мочалку для мытья посуды. Древняя Русь знала и иную драгоценную ткань – алтабас, при выработке которого использовались шелк и волоченое, то есть вытянутое в нить толщиной в волос, золото. Алтабас настолько прочен, что сшитая из него одежда кажется отлитой из металла – она не сгибается и не образует складок. Из алтабаса сшит саккос святителя Иова, первого русского Пат­риарха (1589–1605).

С течением времени тяжелые аксамиты и алтабасы уступили место более легким тканям, ведущее место среди которых занимали бархат, шелк, парча. В состав парчи также нередко входила золотая и серебряная нить. Впервые наладить производство драгоценных тканей на Руси повелел Государь Алексей Михайлович, выписавший из Италии искусных мастеров. При его сыне, Императоре Петре I, дело было поставлено на промышленный лад, открылись фабрики, работа которых почиталась делом государственным – за их успехами следил Сенат, а поставку сырья обеспечивала Мануфактур-коллегия.

Помимо использования собственно драгоценных тканей, великолепные одежды и облачения создавались с помощью искусства вышивальщиц. Шитье золотыми и серебряными нитями издревле было одним из излюбленных видов рукоделия русских мастериц. Они использовали нити, в которые вплеталась тончайшая металлическая проволочка из золота или серебра, именуемые канителью. Вышивка украшала кокошники древнерусских невест и царские одежды, военные стяги и церковные облачения. Лицевое шитье – умение словно выписывать по ткани тончайшими нитями образа и узоры – дошло до наших дней. Рассматривая облачения, создаваемые сегодня лучшими церковными швейными мастерскими, можно увидеть и другие детали, вышедшие из-под рук искусного ювелира: дробницы с выгравированными священными изображениями, пуговицы из драгоценных металлов и камней, ювелирные кресты на митрах.

 

Алина Сергейчук

 

Из символики облачений

 

Святитель Симеон Солунский говорит: «Стихарь (т.е. одеяние диакона, а также алтарника) представляет светлую одежду ангелов». А вот что тот же святой говорит о фелони (ризе священника): «Священник одевается фелонием, который есть одежда белая без рукавов, покрывающая все тело. Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Божественной славы… Фелонь шьется без рукавов, во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания».

Символическое значение имеет каждая деталь облачения священнослужителей, а также цвет этих облачений. Красный является цветом Воскресения Христова, а также страданий святых мучеников; белый – цвет Божественной славы и чистоты – используется в Господские праздники (дни, связанные с вехами земной жизни Спасителя: Рождество, Крещение, Сретение); голубой – цвет небесной чистоты и непорочности – украшает храмы в Богородичные праздники; черный и фиолетовый – цвета покаяния – присущи дням Великого поста, а желтые (золотые) облачения мы видим в обычные дни года.

 

Из истории

 

Вот как передает свои впечатления об облачении Патриарха Никона его современник, путешественник из Сирии Павел Алеппский: «(Патриарх) Ни­кон снял свой саккос, который очень трудно было носить вследствие его тяжести. Он сделал его недавно из чисто золотой парчи желто-орехового цвета. Аршин ее стоит более 50 динаров (рублей. – Ред.)... Никон предложил нам поднять его, и мы не могли этого сделать. Рассказы­вают, что в нем пуд жемчуга... Говорят, этот саккос обо­шелся в 30 тысяч динаров».

 

Из символики драгоценных камней

 

Основой для развития христианской символики полу- и драгоценных камней послужило упоминание о них в книгах Библии, где самоцветы упоминаются как в прямом значении, так и в символическом. Прямое указание на использование избранных камней в предмете церковного искусства мы находим в книге Исход (39: 8–30), где названы двенадцать драгоценных камней. Еще больший символический материал дает описание Небесного града Иерусалима, данное апостолом Иоанном в Откровении Небесного Царства. Вот основные из них, упоминаемые в Откровении и соответствующие именам апостолов, согласно трактованию святого Андрея Кесарийского: яспис (яшма или нефрит – Петр), сапфир (лазурит – Павел), халкидон (гранат – Андрей), смарагд (изумруд – Иоанн), сардоникс – Иаков Алфеев, сардолик (сердолик – Филипп), хризолит – Варфоломей, вирилл (берилл – Фома), топаз – Евангелист Матфей, хризопраз – Фаддей, иакинф (гиацинт – Симон Зилот), аметист – Матфий и т.д.

В некоторых случаях, когда понятие «камень основания» относили только ко Христу, камни Небесного Града символизировали качества Самого Господа. Например: яспис – искупление грехов, сапфир – чистота души, халкидон – стремление к истине, изумруд – доброта, сардоникс – сила духовной жизни, сардис – готовность отдать свою кровь за Церковь, хризолит – божественная красота, берилл – смирение, топаз – честность, хризопраз – непримиримость к греху, гиацинт – царское достоинство и аметист – совершенство.

Обобщая, можно сказать, что для древней Церкви драгоценные камни являлись, главным образом, символами духовных качеств, независимо от их персонификации, так как в полной мере они присущи только Господу и Его Святой Церкви, образ которой нам и являет Небесный Иерусалим. Этим объясняется обилие самоцветов на окладах чудотворных икон и Евангелий и других почитаемых церковных реликвий.