Кольцо как духовный символ

Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца,  представляющее собой замкнутый круг, имело символическое значение практически во все времена и едва ли не во всех культурах. В Православии это единственное ювелирное изделие, не имеющее собственно религиозной формы (в отличие от нательного креста), но являющееся практически неотъемлемым атрибутом церковного таинства (речь идет об обручальном кольце, использование которого при совершении венчания благословляется Церковью с первых веков Христианства).

В глубокой древности

С древнейших времен кольцо было не только украшением, но и неким подобием документа. Древние греки и римляне носили особые перстни-печатки, знаменовавшие власть – хозяина в доме, правителя – в городе или стране. Кольцо указывало на положение в обществе. В античном Риме существовало правило, по которому золотые кольца могли носить только представители знати.

Обручальные кольца появились в те же древние времена – их надевали на персты своих супруг древние египтяне, римляне, греки. Жена носила кольцо как знак верности мужу и того, что она является хозяйкой в доме. Самое первое свидетельство ношения обручальных колец археологи обнаружили в Египте.

Во времена земной жизни Спасителя золотое кольцо было неотъемлемым атрибутом брачного обряда евреев: жених надевал его на палец своей невесте со словами: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян».

В античности обручение было гражданским актом: во время него при свидетелях подписывался брачный контракт, руки жениха и невесты торжественно соединялись и будущая супруга получала кольцо – как знак своего нового положения. Климент Александрийский, христианский епископ II столетия, пишет: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Очевидно, что муж – хозяин дома – уже до брака имел перстень с подобной печатью, так что, хотя он и не получал кольца во время обручения, оба супруга носили на руках одинаковые знаки. Эта традиция продолжилась и в средневековой Руси: хозяин и хозяйка богатого дома носили кольца с печатями.

Таинство брака

Сам церковный обряд, сопровождающий таинство соединения двух жизней в одну, первоначально был прост. Молодые получали благословение на брак от епископа, который во время Божественной Литургии возлагал на них руки и читал особую молитву. Затем супруги вместе причащались Святых Таин. Со временем чин венчания становился торжественнее, обручение сделалось его предваряющей частью. В притворе (ближайшей к выходу части храма) молодые обмениваются кольцами и становятся женихом и невестой перед лицом Бога и людей. Над ними читаются особые молитвы. Священник освящает кольца в алтаре, на Престоле храма, а затем торжественно вручает их жениху и невесте. Молодые трижды обмениваются кольцами. В этом заключен духовный смысл: в браке единение супругов уподобляется единству Христа и Церкви. Мужчина – образ Христа, он должен любить и беречь свою жену. Кольцо невесты говорит о чистоте и целомудрии. Нося кольцо, полученное от своего избранника во время обручения, муж и жена призываются всегда помнить: жена – о том, что у нее есть «глава», опора, а муж – что ему следует беречь и хранить свою супругу. Уже с X века по Рождестве Христовом обручение могло совершаться как задолго до венчания, так и в один день с ним.

Художественные решения

Как выглядели обручальные (венчальные) кольца в древности и какими они бывают сегодня? Единой практики или церковных канонов здесь не существует. Как уже упоминалось выше, в первые века Христианства жених дарил невесте обычное для того времени кольцо-печатку. Как правило, такие кольца были запечатлены каким-либо христианским символом: на них изображался корабль, как символ Церкви, голубь – знак Святого Духа, рыба (греческое слово «ихтис» – рыба – расшифровывалось как монограмма Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ  «Иисус Христос – Божий Сын Спаситель»). В Византии среди знати были распространены венчальные перстни. Они могли иметь сложную композицию и представлять собой целые рельефные иконы. Основным мотивом этих миниатюр была мысль, что супругов соединяет Сам Бог. На перстнях наносилось изображение Христа, держащего руки жениха и невесты или благословляющего их. Существовали и вариации: жених и невеста стоят по сторонам Креста Христова, либо на кольце жениха изображается Господь, а на перстне невесты – Богоматерь. Щиток перстня мог иметь форму круга, креста, квадрифолия. Встречались перстни, где изображение заключения брака вписывалось в круг миниатюрных икон главных праздников Церкви – такая композиция явственно говорила о том, что семья – малая Церковь и обыденная жизнь христиан является частью Божественного управления миром. Перстень украшался и надписями: пожеланиями Божественной благодати, согласия и здоровья, текстами из Священного Писания, например из 5 псалма (13 стих): «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».

Двадцатый век приучил жителей нашей страны к мысли, что обручальное кольцо должно быть гладким, простым, без камней. В веке XXI, напротив, все ограничения исчезли и в качестве обручальных стали использоваться самые разные кольца. К тому же сегодня возрождается практика использования помолвочных колец – традиция светская, но добрая, идущая испокон веков. Такое кольцо влюбленный молодой человек дарит своей избраннице, предлагая ей выйти за него замуж. Помолвочное кольцо обычно выполняется из золота, имеет простую и изящную форму и украшается одним камнем, который символизирует прочность и чистоту чувств, а также говорит о серьезности намерений жениха.

Критерии выбора

Как мы уже говорили, церковные правила не регламентируют декор и форму венчального кольца. Современные церковные ювелиры подходят к теме венчального кольца творчески: одни возрождают древние формы, другие – создают новые. Интересной вариацией на тему двух колец из разных металлов стало кольцо из белого и желтого золота, плавно перетекающих друг в друга.

Слова молитв и тексты из Евангелия (например, «да любите друг друга») наносят как снаружи (в том числе, на щитке перстня), так и на задней части кольца и даже внутри него. Это – дело вкуса: кто-то хочет, чтобы религиозный смысл кольца был виден, другие считают его сокровенным, не предназначенным для посторонних взоров. Многие и вовсе венчаются с обычными кольцами, не имеющими религиозных символов и надписей.

Выбирая обручальное кольцо, важно помнить, что супруги будут носить его всю жизнь. Поэтому лучше выбирать классические формы, которые не выйдут из моды и не прискучат с течением лет. Стоит подумать и о практической стороне вопроса: если кольцо украшается камнями, они должны быть надежно закреплены. Предпочтение стоит отдать бриллиантам – они безупречны как с символической точки зрения, так и с практической.

Иногда приходится слышать вопрос: можно ли использовать при регистрации брака и при венчании одни и те же кольца. Ответ на него, безусловно, положителен – брак заключается один раз и уместно, чтобы памятью об этом событии стала одна пара колец, освященных участием в таинстве. Поэтому, признавая необходимость государственной регистрации, перед венчанием кольца лучше снять – чтобы священник, освятив их на Престоле, надел кольца на пальцы молодых уже в церковном таинстве и они стали семейной святыней. Впрочем, можно использовать и две разных пары колец.

 

Алина Сергейчук

 

P.S. Кольцо как символ использовалось не только в таинстве брака. Мужские перстни издревле были знаком принадлежности. Так, в Евангельской притче о Блудном Сыне отец, возвращая пришедшему из дальней страны наследнику его положение, дает ему не только богатые одежды, но и перстень на руку. Известно, что царь Соломон носил перстень, на котором были выгравированы слова: «И это пройдет». Здесь кольцо использовалось не столько как символ, сколько как напоминание своему владельцу о духовной мудрости.

В Царской России бриллиантовые перстни с вензелем Императора получали в награду чиновники и деятели искусств.

У казаков перстень с печатью был атрибутом власти атамана.

Во времена Гражданской войны встречались кольца с символикой различных подразделений Белого движения.