Храмы Святой Земли: многообразие православной архитектуры

В Вознесенском соборе

Пожалуй, наибольшее разнообразие православной церковной архитектуры, принадлежащей к разным национальным традициям, можно увидеть на Святой Земле – там, куда съезжаются верующие со всего мира и где стремятся возвести свои храмы представители разных народов. Правда, строительство новых церковных зданий в Палестине затруднено: представители разных конфессий и народов ревниво следят, чтобы не нарушилось хрупкое равновесие и никто не увеличил своего присутствия. И все же, здесь можно увидеть образцы византийской, новогреческой, русской, романской архитектуры. Они показывают, сколь различным может быть облик православного храма, как он менялся в соответствии с историческими условиями. Рассмотрим некоторые из них.

 

Немного истории

Первые христианские храмы на Святой Земле были возведены равноапостольной царицей Еленой. Они принадлежали к типу культовых зданий тех времен: имели форму базилики, украшались колоннадами, мозаиками. К сожалению, до наших дней в неизмененной форме не дошло ни одно из этих великолепных строений.

Важным этапом в архитектурной истории Святой Земли стало правление императора Юстиниана (527–565 гг), отреставрировавшего и перестроившего многие церкви, в частности – базилику на месте Рождества Христова в Вифлееме и Храм Гроба Господня. Реставрируя храмы, император отнюдь не ставил перед собой цели сохранить их первозданный вид. Так, по приказу Юстиниана во многих базиликах мозаичные полы были сокрыты под базальтовыми плитами. Это было продиктовано желанием соблюсти принятое к его времени церковное правило, запрещавшее помещать изображение креста на полу. Строители времен святой Елены этого правила еще не имели, а потому кресты в обилии украшали храмовые полы. Фрагменты этих мозаик, открытые для посетителей, сегодня можно увидеть во многих древних храмах, в частности – в церкви Рождества.

Византийская мощь пала, и Святая Земля оказалась в руках арабов-магометан, разрушивших множество храмов. В XII–XIII веках мусульман на краткое время потеснили крестоносцы, которые стали возрождать христианские храмы уже на свой манер. Пример их зодческого искусства можно увидеть в Храме Гроба Господня, где крестоносцы поставили новые колонны вплотную к более древней византийской колоннаде, в результате чего рядом стоят произведения совершенно разных стилей. Затем Палестина вновь оказалась под властью мусульман – арабов, а затем турок. И все же, христиане на Святой Земле оставались всегда, и христианские храмы здесь возводились. С 1917 года Палестина находилась под английским протекторатом, а в 1948 году было провозглашено государство Израиль.

Православные храмы, украшающие сегодня Святую Землю, можно разделить на две основные группы: древние здания, дошедшие до наших дней в более или менее разрушенном и перестроенном виде и относительно новые строения. Отдельно стоят пещерные строения – например, монастырь на Сорокадневной горе, изначально представлявший собой пещерный комплекс, к которому в XIX столетии была пристроена стена с кельями и балконом. Из древних зданий наиболее значимы Храм Гроба Господня и базилика на Успения Божией Матери в Иерусалиме, а также храм Рождества Христова в Вифлееме. Все они значительно изменили свой облик по сравнению с тем, как были построены изначально.

Храм Успения. Ниже уровня земли

 Храм Успения возведен над гробницей, где была погребена Пресвятая Богородица. Внутри его находится кувуклия – часовня с погребальным ложем, как и в Храме Гроба Господня. Изначально церковь Успения была возведена в IV–V столетиях как базилика с нижним храмом-криптой, впоследствии перестроена крестоносцами. В 1187 году верхний этаж храма разрушил султан Салах ад-Дин, и сегодня мы видим лишь крипту с романским входом, внутри которой, ниже уровня земли, и находится храм.

Храм Рождества Христова в Вифлееме. Церковь-крепость

Храм Рождества Христова в Вифлееме

 Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожалуй, сохранился лучше других, хотя и он претерпел многократные изменения облика. Собор был возведен в IV веке святой царицей Еленой и перестроен в VI столетии императором Юстинианом, но, в отличие от многих других зданий, избежал разрушения во время персидского нашествия 614 года. По преданию, персы не стали разрушать церковь, увидев над входом в нее изображение волхвов в восточных одеждах, поклоняющихся Богомладенцу. Внутренняя планировка храма сохранила черты базилики VI века, внешне же здание сильно изменилось, так как христиане, находившиеся под постоянной угрозой от владевших с VII в. Палестиной мусульман, постепенно перестроили церковь в крепость. Особенно наглядно указывает на это вход, изначально представлявший собой широкую позднеантичную арку, затем значительно суженный и наконец превращенный в маленькую калитку – «врата смирения», куда можно войти лишь склонившись и никак невозможно въехать на лошади, как пытались сделать гордые завоеватели.

Храм Гроба Господня. Грандиозный комплекс под общей крышей

Храм Гроба Господня. Иерусалим

 Храм Гроба Господня заслуживает отдельного пространного рассказа, мы же наметим лишь некоторые его черты. Изначально святая царица Елена возвела грандиозный комплекс, значительно превышающий по площади современное здание. Он состоял из нескольких строений, обнесенных колоннадой: основной базилики на месте современного греческого кафоликона (главного храма), ротонды-Кувуклии, часовни над Голгофой, баптистерия (крестильни). Храм несколько раз разрушался, горел. Основные черты своего современного облика он приобрел в XII столетии, во время значительной перестройки, произведенной крестоносцами. В частности, они подвели все строения комплекса под общую крышу. Конечно, изменения в облик здания вносились и позднее. Современный купол храма был построен в … году по проекту русского архитектора …, выигравшего международный комплекс. Внутренние части храма четко разделены между различными конфессиями: православными, католиками, армянами, коптами, сиро-яковитами. Действует установленное в середине XIX в. правило status-quo, по которому это разделение, а также установившийся порядок служб на местах, где представители разных конфессий молятся поочередно, не может быть изменено ни при каких обстоятельствах. Из-за этого правила, в частности, не может быть произведен ремонт Кувуклии над Трехдневным Ложем Спасителя: ведь кому-то придется выступить основным организатором работ, а следовательно, он приобретет повод претендовать на усиление своего влияния. Поэтому Кувуклия остается в неотреставрированном виде, скованная металлическими скобами, удерживающими ее от разрушения после землетрясения 1927 года.

Храм Вознесения. Вариация на тему Софии Константинопольской

Храм Вознесения Господня русского Вознесенского монастыря на Елеоне представляет собой уменьшенную вариацию на тему храма Святой Софии Константинопольской – крестово-купольный храм. Интересен его купол, украшенный поясом световых окошек. Оконца эти закрыты витражами, что имеет особое значение при яркости и жгучей силе иерусалимского солнца. Витражное защищает храм от зноя и дарит особое ощущение праздника, когда лучи, преломляясь через стекла разного света, падают на молящихся. Автор проекта – архимандрит Антонин (Капустин), знаменитый глава Русской Духовной миссии, внесший неоценимый вклад в развитие русского православного присутствия на Святой Земле. В этом соборе он и упокоился от земных трудов.

На самой вершине Елеона, на месте Вознесения, сегодня находится небольшая часовня, принадлежащая мусульманам, которые пускают христиан помолиться на святом месте за плату. А во времена Византии здесь была прекрасная базилика, в крыше которой архитектор оставил отверстие, чтобы молящиеся могли видеть голубое небо, куда вознесся Спаситель. Крыша часовни – традиционной византийской сферической формы, выполнена она из того же камня, что и стены. Вообще, храмы Средиземноморья зачастую не имеют кровельного покрытия – ввиду сухости климата оно не требуется.

Храм Марии Магдалины в Гефсимании – образец русского зодчества

Церковь Двенадцати Апостолов в Капернауме

Храм равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании – образец русского православного зодчества, перенесенный на Святую Землю. Он был возведен в 80-е годы XIX века на средства царской семьи в память об императрице Марии Феодоровне, супруге царя Александра II. Автор проекта – архитектор Д. Гримм, построивший также русский храм в Женеве. Сегодня здесь русский православный монастырь, принадлежащий Зарубежной Церкви. На примере этого прекрасного храма, ставшего символом Русской Палестины, мы можем видеть черты русской церкви, выстроенной в стиле модерн: золотые луковичные купола, декоративные кокошники, белокаменная резьба и украшающие фасады иконы.

Церковь Двенадцати Апостолов – современный греческий храм

Интересный образец современного греческого храма – церковь Двенадцати Апостолов в Капернауме, построенная в 20–30-х годах ХХ столетия. Еще издалека она привлекает взор радостным цветовым сочетанием белых стен и ярко-красных кровли и куполов. Привлекают внимание витражные стекла в окнах. Лаконичная округлая форма куполов восходит к древневизантийским прообразам.

Малобюджетный «обыденный» храм

По-своему интересен и храм Марии Магдалины, стоящий на русском участке в Магдале (Мигдайле), на родине равноапостольной мироносицы. Эта церковь была возведена в 1960-е годы, в разгар хрущевских гонений, причем построили ее чуть ли не за одну ночь. Причиной столь поспешной работы стало то, что израильские власти строили дорогу вокруг Галилейского моря (озера Кинерет) и экспроприировали не использовавшиеся по назначению религиозные участки. Так что, эта церковь принадлежит к разряду малобюджетных «обыденных» (возведенных за один день) храмов. Храм представляет собой небольшое здание с покатой двусторонней крышей и четырехгранной колокольней, сложенное из местного камня. Внутри его украшают росписи, сделанные в 90-е годы московскими художниками.

Храм Праотцев в Хевроне. Форма, составленная из прямоугольников

Храм Праотцев в Хевроне

Архитектура храма Святых Праотцев на русском участке в Хевроне (близ Мамврийского дуба) также несет на себе черты непростых обстоятельств, в которых он был возведен. Хеврон – традиционно мусульманское поселение, и власти противились появлению здесь христианской территории. И все же, именно здесь Русской Духовной миссии в лице архимандрита Антонина удалось приобрести первый участок земли. Покупка была совершена на подставное лицо – османского подданного Якуба Халеби, православного араба и верного помощника о. Антонина. Но построить здесь храм не представлялось возможным, изначально был возведен лишь дом для приема паломников. Лишь в 1906 году преемник архим. Антонина, архимандрит Леонид (Кавелин) начал заветное строительство, причем власти и даже рабочие-мусульмане полагали, что строится архиерейский дом. Поэтому для будущего храма была выбрана соответствующая форма, составленная из нескольких прямоугольников, вполне подходящая и для светского здания. Лишь когда были возведены центральный иконостас и апсиды, стало очевидно, что в Хевроне появился православный храм. Воспрепятствовать завершению строительства власти ослабевшей к этому времени Османской империи уже не смогли.

 

Алина Сергейчук