Многообразие форм нательного креста

Нательный крест издревле был принадлежностью христианина. На это указывают уже жития древних святых, например, житие св. Макрины, сестры свт. Василия Великого, жившей в IV столетии по Р.Х. Как выглядели и в какой технологии изготавливались эти кресты? Рассмотрим некоторые свидетельства.

 

Древнейшая форма – Константинов крест

В 2005 г. на южном побережье Крыма археологи нашли крест, датируемый VI столетием по Р.Х. Скорее всего, он был принесен сюда, в древний Херсонес, задолго до Крещения Руси. Православные жители Византии навещали эти места по торговым и военным делам, а некоторые имели несчастье быть уведенными в эти глухие для них края в качестве пленников. Но вернемся к нашему артефакту. Это так называемый «Константинов крест», имеющий равные, расширяющиеся к краям концы.  В центре расположена христограмма ХP, над ней — лавровый венок. По сторонам христограммы — крупные латинские буквы «ΔN» и «CS», внизу «VI», в расшифровке означающие соответственно «ΔOMINUS NOSTER CONSTANTINUS VICTOR» — «НАШ ГОСУДАРЬ КОНСТАНТИН ПОБЕДИТЕЛЬ». Наличие ушка указывает, что этот крест предназначался для ношения на груди. По краю крест оформлен простым и очень древним орнаментом  «жемчужником». Крест состоит из двух соединенных между собой тонких серебряных пластин. Технология его изготовления восходит к античности. Ювелир выковывал детали изделия, соединял их, а затем вручную выдавливал с оборота орнамент, используя для этого острый инструмент. Так были выполнены многие первохристианские изделия. Для их изготовления использовались золото, серебро, бронза.

Домонгольская Русь: богатство и свобода творчества

Константиновский крест – древнейшая форма, из которой позднее развилось все многообразие видов креста. Обратившись в христианство, наши предки стали носить кресты – тельники и энколпионы (кресты-мощевики). В Домонгольский период формы нательных крестов были столь многообразны, что этому богатству могли бы позавилдовать современные ювелиры, а не слишком разбирающиеся в истории вопроса «ревнители благочестия» сочли бы многие формы неканоничными. Так, в Домонгольский период на Руси были распространены так называемые крестосолярные подвески: круглые прорезные медальоны, в которые заключен равносторонний крест, более или менее богато декорированный. Изготавливались такие подвески с помощью литья из различных материалов: серебра, меди, бронзы, латуни, имели небольшие размеры (диаметр 2-3 см). иногда встречались достаточно сложные формы: например процветший крест-якорь, найденный на Украине и датируемый XIII столетием Нередки были среди них и «Корсунские» крестики (с расширяющимися от средокрестия лучами).

В тот же период были распространены и непрорезные кресты-подвески – сегодня их, вероятно, назвали бы образками: рельефное изображение креста украшает литой медальон круглой или приближающейся к кругу формы, нередко оно обрамляется орнаментом или словами молитвы, например: «КРЕ­СТУ ТВОЕ­МУ ПО­КЛО­НЯ­ЕМ­СЯ ВЛА­ДЫ­КО».

Иногда кресты украшали многочисленные шарики-бусины. Символика такого креста восходит к образу процветшего креста – Древа жизни, распявшись на котором, Спаситель избавил нас от вечной гибели.

Золотой крест, Византия, приблизительно IV век

Встречались и петлевидные литые кресты - как простых, так и достаточно замысловатых форм. Все описанные выше изделия не слишком походят на привычные нам формы нательного креста, многие из них кажутся слишком стилизованными. Однако, они имели широкое распространение. Однако, не менее часто встречались кресты четких форм: прямоугольные и с закругленными концами. Некоторые из них украшали образы святых, Богоматери, фигура Распятого Христа. Другие не имели на себе изображений. Изготавливались и небольшие равносторонние крестики с кругом-медальоном посередине. На медальоне находилась рельефная икона. Нередко кресты украшались выемчатой эмалью.

Помимо литых, были распространены и кресты из камня, как поделочных, так и самых простых пород. Иногда каменный крестик оковывали металлом, как правило – серебром.

Катастрофы Русской истории

В более позднее время разнообразие форм нательного креста пошло на убыль. Рассматривая образцы, относящиеся к XVIII – XIX векам, мы редко встречаем изображения Распятия и вовсе не видим икон; все кресты имеют примерно одинаковое соотношение высоты и ширины. Вероятно, это было связано с катастрофами русской истории: сначала с татаро-монгольским игом, отнюдь не способствовавшим развитию искусств, затем – со старообрядческим расколом, когда обе стороны преследовали все, что находили несоответствующим принятым ими нормам. После Петровских преобразований искусство разделилось на элитарное прозападное и кустарное народное, когда же в конце XIX – начале ХХ столетий в обществе наконец проснулся интерес к древнерусскому и византийскому искусству – грянула революция. Так что кто знает, быть может, именно современным ювелирам суждено возродить и развить многообразие форм нательного креста.

Елена Вишковская

.