Современные художники чаще всего приобретают готовые краски для иконописи. В старину было иначе: мастер сам собирал цветные минералы, сам перетирал их. Часть минералов привозили из других стран.
Использовали в качестве пигментов и растительные материалы: например, всем нам известную специю шафран, имеющую характерный густой золотистый цвет. Празеленью именовали пигмент, добытый из сока лука. Черный краситель делали из сажи – обычной или полученной путем пережигания кости.
Традиция письма минеральными красками идет с древнейших времен. А как же иначе, ведь синтетические краски еще не были изобретены! Еще задолго до наступления нашей эры египтяне и эллины расписывали темперными красками на минеральной основе свои дома, статуи, саркофаги... Писали темперой и в Византии, и в Европе эпохи Возрождения. Пигменты были предметом международной торговли: во II в. до н.э. древние китайцы совершали дальний путь к землям нынешнего Кыргызстана, чтобы привезти оттуда киноварь, которая ценилась очень высоко.
Обучение иконописи начиналось с кропотливого и смиренного труда подмастерья, дробящего неподатливые камушки и перетирающего их в порошок. Полученную основу разводили желтком, который в свою очередь разбавлялся уксусом или хлебным квасом. Собственно, слово «темпера» и означает краску, приготовленную на яичном желтке. Процесс перетирания пигментов называется «творением красок». При написании иконы художник часто смешивал разные виды красителей, добиваясь переходов цвета и необычных эффектов. Например, черная краска при добавлении в нее киновари приобретала объемность и внутреннее свечение. Из каких же минералов создаются краски для иконописи?
Рассмотрим рецепты некоторых пигментов.
Охра – самый распространенный из природных пигментов. Представляет собой смесь глины с окислами и гидроокислами железа. Имеет коричневый цвет, который может варьироваться от практически желтого до бурого. Желто-бурая охра представляет собой смесь глины и землистого лимонита, а красная – глины и тонкодисперсного гематита. Красная охра может быть приготовлена из желто-бурой с помощью обжига. Желтая охра традиционно использовалась иконописцами вместо золота.
Киноварь – пигмент ярко-красного цвета, в чистом виде имеет холодный алый оттенок. Встречаются вариации цвета от морковного до малинового, которые возникают, если в пигменте присутствуют примеси: лимонит, гематит и др. При работе с киноварью следует соблюдать ряд предосторожностей, поскольку при нагревании до 200 градусов она распадается, образуя ядовитые пары ртути. Также киноварь не должна соприкасаться с железом. Киноварь добывали на рудниках в Средней Азии и везли в разные страны, в частности – на Русь.
Лазурит – полудрагоценный камень, который очень высоко ценился в древности. В XV столетии Дионисий покупал его для создания своих знаменитых фресок с яркими синими фонами, причем платил за него очень дорого. Тогда этот минерал везли из далекого Афганистана. Позднее, в XVIII веке, месторождения лазурита были открыты в России, у реки Слюдянка в Прибайкалье, и он стал доступнее. Выбирая лазурит для приготовления красок, следует следить, чтобы в камне не было блестящих частиц пирита, которые при растирании в порошок делают цвет грязным. В афганском лазурите пирит встречается гораздо чаще, нежели в байкальском. Чтобы улучшить качество лазурита, его прокаливают при температуре до 1200 градусов. Процесс этот требует умения: если минерал перекалить, он начинает «стрелять» раскаленными искрами и теряет цвет.
Красный: киноварь, прокаленный гематит, охры красные.
Желтый: охры светлые, светлый лимонит.
Зеленый: глауконит, хлориты, селадонит, эгирин, авгит, малахит, керченит.
Голубой: мелко перемолотый азурит, хризоколла, диоптаз.
Синий: лазурит, крупно намолотый азурит, индиго минеральный.
Фиолетовый: прокаленный лазурит.
Красно-коричневый: гематит, охры темные, темный лимонит.
Коричнево-черный: окислы марганца.
Черный: магнетит, шунгит, сажа.
Елена Вишковская