Тощая свеча. Зарисовки о церковной утвари

В старинных храмах можно встретить напольные подсвечники необычной формы и с весьма самобытным названием «тощая свеча». Такой подсвечник имеет вид довольно широкого цилиндра. Вверху подсвечника «тощая свеча», как и полагается, находится поднос для свечей. Подсвечник этот, и впрямь, напоминает свечу, но – огромную! 

 

«Тощие свечи» были распространены на Руси уже в далеком XVII столетии. Особенно часто их можно было встретить в храмах на севере страны. Историки предполагают, что своим обликом эти поставцы (еще одно именование подсвечника) были призваны имитировать настоящую свечу, так называемую пудовую. Был
у наших предков и такой обычай: состоятельные люди в благодарность Небу или с горячей молитвой о помощи Божией возжигали перед иконами свечи, на изготовление которых уходил целый пуд (16 килограммов) чистого пчелиного воска.
Пожертвование в храм подсвечника было сродни поставлению перед святыней огромной свечи, которая будет гореть пред Богом не одно десятилетие. О значимости подобного деяния в глазах наших предках говорит тот факт, что одним из украшений подсвечника могла быть вырезанная древнерусской вязью дата его изготовления. «…ЛЕТА СЕДЬМЬ ТЫСЯЩ СТО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТОГО» (1667 г.), – прочтет знаток старинной письменности на «тощей свече», сохранившейся в Сольвычегодском художественно-историческом музее.
Основным же украшением старинного поставца были растительные орнаменты, призванные напоминать
молящимся о красоте райских кущ. В этот орнамент могли быть впелетены и медальоны с иконами, а также с изображением Голгофского Креста.
И все же, почему подсвечник назвали именно тощей свечой? Дело в том, что его делали из полой внутри колоды – древесного ствола. «Тощий» означало в данном случае не «тонкий», а «пустой». Чтобы изготовить «тощую свечу», мастер брал отрезок древесного ствола и выжигал его изнутри, так что оставались лишь довольно тонкие стенки. Снаружи поставец покрывали затейливой резьбой и/или росписью.
В архивах можно встретить упоминания о том, что «ствол» «тощей свечи», как это ни парадоксально, могли изготовить из того же материала, что и обычные свечи, – из воска. «У тое иконы подсвечник восковой, на нем писаны травы, весом пуд восемнадцать фунт, надсвечник белого железа», – свидетельствует документ XVII века. Интересно, что существовала практика изготовления восковых подсвечников из свечей, приносимых верующими. Такой подсвечник приобретал значение общей жертвы, приносимой «всем миром». Сохранились сведения, что
восковые подсвечники нередко устанавливали перед иконой Ильи Пророка, считавшегося покровителем пчеловодства. Именовали такие подсвечники вощаницами, а служили они по много лет, едва ли не наравне с деревянными, что говорит об отменном качестве настоящего воска, не знавшего в те благословенные века синтетических примесей. Воск этот не крошился, не плавился, и восковые подсвечники, наряду с обычными, вносили в описи имущества храмов.
В XIX веке цилиндрические подсвечники нередко делали из фарфора и покрывали росписью. Сегодня можно
встретить и металлические поставцы подобной формы. Их «ствол», как правило, делается ажурным, сквозным.
Еще один пример того, как подсвечник может если не имитировать форму свечи, то, во всяком случае, перекликаться с ней, мы все чаще встречаем в наши дни. Лампада, установленная в центре храмового подсвечника, ставится не на его поверхность, по соседству с лунками для свечей, а значительно выше – так, что огонек ее оказывается выше фитиля самой массивной из свечек.
Для этого служат особые трубы, которые иногда изготавливают из латуни, как и сам подсвечник, а иногда – из
фарфора, украшая их затейливыми яркими узорами, а то и иконами. Данное художественное решение имеет
серьезное обоснование – если не богословское, то уж, во всяком случае, символическое: лампада в центре под-
свечника напоминает нам о Христе, а горящие свечи – об апостолах, или попросту – обо всех верующих, собрав-
шихся в единую Церковь вокруг своего Небесного Главы.
Очевидно, что при таком толковании лампаде негоже скрываться у подножия свечей, но следует быть вознесен-
ной выше всех. В старину была распространена и такая традиция: перед чтимым образом, находящимся в иконостасе, могли поместить не обычную лампаду, а поликандило – подвесной подсвечник с масляным светильником в центре и лунками для свечек по краям.

Алина Сергейчук

Спонсор рубрики - "Новосибирский воскозавод", производитель свечей из чистого пчелиного воска

voskozavod.ru

voskozavod@yandex.ru

(383) 214-78-78