Допустимо ли использовать «электронный звонарь» в православном храме?

В последнее время в церковной среде все чаще звучит словосочетание «электронный звонарь». Хотя по смыслу, что может быть более несовместимым: характеристика «электронный» – т.е. компьютерный, модерновый, неодушевленный и слово «звонарь», ставшее одним из символов духовных традиций русского народа. Об этом новом явлении мы беседуем с руководителем Международного центра колокольного искусства, преподавателем Архангельской школы звонарей, Андреем Анатольевичем Дьячковым.

 

– Расскажите, в чем заключается идея создания системы «электронный звонарь».
– Технически, электронный звонарь – это устройство, которое устанавливается на колокольне и, имитируя движения рук и ног звонаря, воспроизводит колокольный звон на настоящих колоколах. Он создавался нами для того, чтобы в тех храмах, где нет настоящего звонаря, был колокольный звон. Архангельская школа звонарей занимается возрождением колокольных звонов по всей России, и мы хорошо знакомы с современной ситуацией. Если храмы в Архангельске, Москве и Петербурге и еще ряде городов достаточно хорошо обеспечены колоколами и профессионально подготовленными звонарями, то в дальних регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, если колокола и есть, то со звонарями большая проблема.
– То есть «электронный звонарь» может решить проблему нехватки настоящих церковных звонарей?
– Сегодня это вынужденная мера. «Электронный звонарь» нельзя рассматривать как самодостаточное явление. Он должен применяться не как заменитель, а как помощник звонаря. Именно поэтому обязательным условием установки системы является наличие ручного звона. Как ни парадоксально это звучит, но именно «электронный звонарь» может стать одним из важных вспомогательных средств в сохранении и возрождении традиции живого колокольного звона в России. В систему заложены все основные канонические и традиционные звоны, показаны различные исполнительские приемы. Наш «электронный звонарь» – это своеобразный тренажер для будущих звонарей храма. Когда слушаешь звоны в записи, то сложно понять – как именно исполнен, тот или иной звон. А здесь звонарь, поднявшись на колокольню, может увидеть, какие колокола и в какое время ударяют, а затем еще постараться и повторить этот звон.
– Но ведь все равно технический прогресс стремительно проникает в нашу жизнь, в том числе и в Церковь.
Разве не является неизбежным то, что «электронные звонари» со временем заменят настоящих?
– Надеемся, что нет. Мы продолжаем заниматься подготовкой звонарей на приходах. Кроме нас есть и другие
школы, которые активно обучают звонарей. Будем делать все возможное для того, чтобы настоящих звонарей стало больше, и нужда в механизме уменьшалась. Подобная ситуация уже возникала в середине прошлого века. Вопрос стоял о допустимости использования электричества в храме. В настольной книге священнослужителя читаем: «Электрическое освещение храма символического значения не имеет. Электричество не может заменить в церкви лампад и свечей. Символическое значение в Православной Церкви имеют елей и воск… Поэтому не следует подменять электрическими лампочками свечи и лампады пред иконами, на престоле и жертвеннике и употреблять разноцветные лампочки в паникадилах и канделябрах. Паникадила, горящие искусственным светом, допустимы; но ни в коем случае не следует помещать электрические лампочки в семисвечнике и освещать чтимые иконы множеством ламп. Недопустимы какие бы то ни было световые, и тем более электрические эффекты во время служб…» (Богослужение в Православной Церкви. Глава 2. Церковно-богослужебная дисциплина). Поэтому, несмотря на технический прогресс, в Церкви по-прежнему горят лампады и свечи. Мы верим, что и на колокольнях возродится живой звон.

 

– А в других странах как обстоит дело со звонарями?
– Ну, например, в Таиланде в храме Всех Святых в русском районе Паттайи стоит электроника. Обучить настоящего звонаря пока не получается. В Японии, как нам сказал один из русскоговорящих священнослужителей Японской Православной Церкви, «везде звонят роботы». А если говорить о странах, где колокола существуют много веков, то можно привести в пример Грецию. Сейчас там действительно большая часть колоколен оборудована электронным устройством звона.
– Не ждет ли нас такая же участь?
– Дело в том, что в Греции не было такой традиции колокольного звона, как в России. У них и сами звоны отличаются от русских. Зачастую они исполняются всего на двух колоколах и по рисунку больше похожи на
куранты. Не так давно мне довелось проехать всю Северную Грецию. Мы посетили многие храмы и монастыри. Картина, в общем-то, везде похожая. Либо звонит электроника, либо скудный звон в два-три колокола. И только в монастыре ап. Иоанна Богослова, который основал старец Паисий Святогорец, стоит небольшая колоколенка, а на ней устроена настоящая русская звонница! Мне было дано благословение позвонить, и когда звон начался, то сбежались почти все, кто был в монастыре: монахини, паломники, гости монастыря. После звона многие начали просто аплодировать. Хотя это совершенно непривычно – после звона в храме никогда не аплодируют, а крестятся, молятся, славят Бога, но здесь, очевидно, впечатление оказалось настолько сильным, что люди не могли сдержать чувств. А монахини потом долгое время не отпускали меня с колокольни, пока не засняли на видеокамеру уроки игры на колоколах. Люди приняли наш русский колокольный звон как некое благодатное явление, как что-то близкое, родное, что они готовы воспринять как свое собственное. Я призываю всех настоятелей храмов как в России, так и за рубежом, которые хотят устроить у себя колокольный звон, не торопиться с установкой дорогостоящей электроники и попытаться изыскать все возможные средства для поиска кандидатов в звонари. И если таковые найдутся, то обращайтесь к нам в школу звонарей, и мы направим к вам профессионального преподавателя церковного звона. Стоить это будет минимальных денег, а для бедных приходов и вовсе бесплатно. Если же долгие годы звонаря найти так и не удается, то можно установить «электронный звонарь», но при этом оставить и возможность ручного звона.
– Но ведь звонарь может повредить электронике?
– Нет. Мы ведь сами являемся звонарями. Наше оборудование как раз и разработано таким образом, что
ручная и электронная система совершенно независимы и не мешают друг другу. Мы гарантируем, что на этой колокольне можно будет проводить хоть целые фестивали звонарей – никакого ущерба для оборудования не будет! Наоборот, присутствие, хотя бы и редкое, человека на колокольне желательно, чтобы иметь возможность лично убедиться в том, что колокольное хозяйство храма находится в порядке.

 

«Международный центр колокольного искусства» Москва: +7 (495) 928-22-00 Санкт-Петербург: +7 (911) 740-17-86 Для бесплатных звонков по России: 8-800-333-17-33 kolokola.ru