Часовня: от столпа до храма

Иверская часовня у Воскресенских ворот Красной площади

С древнейших времен наряду с храмами православные города и села украшали часовни. Строились они и в безлюдных местах. В наши дни эта малая архитектурная форма распространена меньше, нежели в минувшие эпохи. И все же часовни строятся. Рассмотрим их разновидности и закономерности, связанные с их возведением.

 

Само название «часовня» говорит о назначении этого небольшого здания. В старину верующие – не только монашествующие, но и миряне, старались ежедневно вычитывать суточный круг богослужения. Часы – краткая служба, для совершения которой не обязательно участие священника, читались в положенное время. Для этого и строились часовни – небольшие храмы без алтаря.

Традиция ежедневно собираться на совместную молитву мирским чином была жива в некоторых местах православного мира и в ХХ столетии. Так, житие старца Паисия Святогорца упоминает, что, когда он был маленьким, его односельчане ежедневно вычитывали службу в часовне.

В России до революции во многих деревнях стояли часовни – нередко не по одной. На богослужение жители нескольких деревень сходились в село, где был храм. А в часовню заходили помолиться частным образом. В некоторых местах существовал обычай устраивать крестные ходы из храма в деревенские часовни и совершать там молебны. Обычно это происходило в праздники, в честь которых были освящены эти часовни.

Сельские часовни могли быть совсем простыми по внешности, практически не отличаясь от хозяйственных построек. Небольшая деревянная избушка с крестом над входом и несколькими иконами внутри – вот и вся часовня. Впрочем, встречались и часовни, представлявшие собой подлинные памятники народного зодчества. Так, часовня Ильи Пророка в деревне Большая Кондратовская Каргопольского района Архангельской области украшалась самобытной масляной росписью, иконостасом, «небом». На примере этого памятника XIX столетия интересно наблюдать сочетание старинной архитектурной формы – северной деревянной часовни с «небом» – с чертами более позднего благоукрашения, свойственного скорее каменным храмам стиля классицизм. Именно такова роспись Ильинской часовни и ее затейливой формы главка.

Александровская часовня на Соборной площади, г. Клин, МО

В наши дни часовни в деревнях имеет смысл строить, если там есть верующие, но нет возможности собрать приход и хотя бы иногда приглашать священника из-за малочисленности населения. Конечно, лучше все же построить малый храм с алтарем, на случай, если батюшка все же приедет, и местные жители будут утешены возможностью молиться на Литургии. Но строительство часовни без алтаря и иконостаса – дело гораздо более простое, нежели возведение храма.

Строили часовни и в барских усадьбах. Они служили украшением поместья и выражением благочестия его владельца. Такая часовня сохранилась, к примеру, в усадьбе Свиблово (Москва). Впрочем, чаще в поместьях возводили храмы – большие или домовые, предназначенные для семейства хозяев.

Часовни на святых местах – источниках, местах, связанных с чудесных явлениями или жизнью подвижников благочестия распространены и в наши дни. Придя окунуться в источнике, верующие сначала заходят в часовню, чтобы помолиться.

В городах и монастырях часовни нередко возводились для того, чтобы молиться у особо чтимых святынь. Наиболее известный пример – Иверская часовня у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Небольшое красивое здание традиционной архитектуры было построено специально для чудотворного образа. До революции часовня была открыта круглосуточно, ныне – в дневное время. В ней постоянно совершаются молебны, каждый желающий может приложиться к святыне. Еще один пример подобной часовни – небольшая часовенка в Ивановском монастыре Москвы, где находится чудотворный образ Иоанна Предтечи с прикрепленным к нему обручем, который верующие с молитвой возлагают на себя, прося избавить их от головных болей.

До 1932 года православными москвичами и гостями города была почитаема часовня в честь вмч. Пантелеимона Целителя у Владимирских ворот Китай-города. Внушительными размерами и богатством убранства ее здание не уступало солидному храму. Часовня являлась подворьем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В ней находились чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница», часть мощей вмч. Пантелеимона, часть древа Креста Господня и еще целый ряд святынь. С 1891 по 1894 года настоятелем часовни был прп. Аристоклий Афонский, так что люди шли сюда не только для поклонения святыням, но и в надежде получить духовную помощь от благодатного пастыря.

Думается, и сегодня имеет смысл возводить часовни, предназначенные для молитвы у особо чтимых реликвий. Это особенно обосновано там, где к святыням собирается множество народа, стоят очереди, люди заказывают множество молебнов, что не всегда хорошо сочетается с совершением суточного круга богослужения.

Часовня вмч. Пантелеимона в Китай-Городе, г. Москва

Обетные часовни нередко возводили в дополнение к уже существующему храму – в знак благоговения к кому-либо из святых. Это могло совершаться по обету, с молитвой о помощи. Например, прося о прекращении засухи или благодаря за сбывшуюся молитву о дожде, верующие строили часовню в честь Илии Пророка, а в последующие годы молились в ней в подобных случаях.

В благодарность за милость Божию часовни строили не только частные лица. В XIX столетии Россию потряс целый ряд покушений на Государей. В 1866 г. террорист Каракозов попытался убить Императора Александра II. Спасение Царя от насильственной смерти было воспринято благочестивыми подданными как милость Божия. И, к примеру, в подмосковном Клину в благодарность за недопущение трагедии была построена Александровская часовня на главной площади. Еще одну часовню в честь этого события построили близ железной дороги – ее освятили в честь Пресвятой Богородицы. Такова была любовь русских людей к своим государям, которых пытались уничтожить и свергнуть – и в итоге свергли, прикрываясь именем русского народа. В ... году, когда Господь уберег Императора Александра III и его семью в железнодорожном крушении, за спасение Самодержца благодарила Бога вся Россия. В память об этом писали иконы, строили часовни.

Поминальные часовни можно увидеть практически на всех старинных кладбищах. Как правило, они возводились в память усопших предков состоятельными людьми. Для строительства таких часовен нередко привлекали лучших художников и архитекторов. Строятся такие часовни и сегодня, хотя и не часто.

Особое значение поминальная часовня приобретает, если она возводится над могилой почитаемого подвижника благочестия. Пожалуй, наиболее известная из таких надгробных часовен – часовня на могиле блаженной Ксении Петербургской, куда приходит помолиться множество народу.

Придорожные часовни могли представлять собой как небольшое здание, так и совсем маленькую стелу с иконой или часовню-столп, то есть каменный или кирпичный столбик с иконой, иногда – с декоративной главкой. Сегодня такие часовни широко распространены в православной Греции. Назначение придорожной часовни то же, что у поклонного креста: напомнить о Боге, о молитве. И – призвать на место возведения часовни благодать Господню. Такие часовни нередко строятся в особенно опасных местах. Обустраивают часовни и на вокзалах, в аэропортах, чтобы путники могли испросить себе помощи Божией.

Придорожная часовня

Сегодня придорожные часовни можно встретить на въезде в города. К примеру, при въезде в г. Сургут не так давно была обустроена небольшая открытая часовня, украшенная мозаичными иконами. А в Крыму, в Ливадии, у дороги стоит часовенка, посвященная святым Царственным страстотерпцам, дворец которых находится в этом поселке.

В наши дни нередко строят часовни в память о разрушенных в ХХ столетии храмах. Нередко на месте, где когда-то стоял храм, уже невозможно возвести монументальное здание, поскольку большая часть места давно застроена. В иных случаях место есть, но нет материальной возможности приступить к масштабному строительству. Решением проблемы становится обустройство памятной часовни. В частности, такая часовня, освященная в честь свт. Николая Чудотворца, построена в Петербурге, на месте разрушенного храма Спаса-на-Водах, посвященного памяти моряков, погибших в Русско-Японской войне. Этот храм, построенный в 1909 г., заслуживает особого рассказа. Возведенный по образцу русских белокаменных церквей XII столетия, он стал первой попыткой научной реконструкции древнерусских соборов и вносил в архитектурную композицию города на Неве совершенно нетипичную для него ноту. Посвящение храма тоже было необычным: его верхняя церковь была освящена в честь Гефсиманского борения Спасителя, а нижняя – как это часто делалось в «морских» храмах, посвящена свт. Николаю Чудотворцу. В 1932 г. храм взорвали.

Сегодня наиболее распространенный вариант – храм-часовня, возводимый для того, чтобы было, где помолиться, пока идет строительство большой церкви. Иногда так называют маленькую церковь с алтарем, хотя по своему изначальному определению часовня алтаря не имеет. Случается, что там, где сначала возводят часовню без алтаря, но потом его все же пристраивают – слишком велика ныне потребность в храмах, где можно совершать Божественную Литургию. Часовня превращается в храм, рядом строится еще один, более просторный, и приход начинает свою жизнь.

Фото 1910 года. Церковь Спаса-на-Водах в Петербурге. На месте этой церкви, взорванной в 1932 г., возведена часовня

При возведении часовни важно предусмотреть условия для сохранности находящихся в ней святынь. Если здание будет большую часть времени стоять закрытым и не отапливаемым, имеет смысл украсить его не писаными иконами, а мозаичными или керамическими, не боящимися влажности и перепадов температуры. Если предполагается, что часовня будет наполняться людьми во время совершения молебнов или других служб – очень важно обеспечить правильный воздухообмен. В помещении небольшого объема быстро заканчивается кислород – соответственно, качественная вентиляция в нем нужна не меньше, а может быть, и больше, чем в просторном храме. Хорошим решением могут стать клапаны, которые автоматически открываются и наполняют помещение свежим воздухом при повышении влажности в нем, которое происходит от дыхания людей.

На Русском Севере сохранились старинные деревянные часовни «клетской» архитектуры. По сути, это небольшие избушки, увенчанные главкой с крестом. Преимущество такой архитектуры в том, что к одной «клети» (срубу) можно прирубить вторую, третью и так далее. Соответственно, часовня может быть относительно легко трансформирована в храм с алтарем и двумя-тремя помещениями для мирян (трапезная часть, приделы). В наши дни нередко достраивают и каменные храмы. Вероятно, в некоторых случаях имеет смысл возводить малые храмы (часовни), архитектура которых оставляет возможность такой пристройки.

 

Алина Сергейчук