Колокола Победы

Древние колокола со звонницы Софийского собора Великого Новгорода

Колокол издревле был символом объединяющего начала народной жизни. Он не только созывал верующих в храм, но и сообщал о важных событиях. В бурю и метель голос колокольни помогал заплутавшим путникам отыскать дорогу к жилью и спастись от гибели. Под звон колоколов русские люди сбегались отражать нападения врага.

 

Ко времени Великой Отечественной войны колокола сохранились в немногих из русских храмов. Звон в городах был запрещен. Но там, где они были, колокольная бронза смогла выразить общее ликование жителей страны в День Победы. В храме прп. Серафима Саровского в Ленинграде колокола уцелели. В начале войны прихожане осторожно сняли их и скрыли «под спудом» – под церковным полом, который для этого пришлось разобрать. Так, засыпанные землей в ямах и невидимые под половицами, колокола пережили страшные годы блокады. А 27 января 1944 года, когда осада города была снята, ничто не смогло удержать порыва ликующих людей. Они вновь разобрали церковные полы, достали колокола из мерзлой земли и подняли их на звонницу. Над городом понесся торжествующий звон. Сменяя друг друга, православные больше суток звонили, благодаря Бога за избавление и радуясь продолжающейся, невзирая ни на что, жизни.

Кстати, этот звон не был первым для Ленинграда в годы Великой Отечественной. В 1943 году власти разрешили звонить в колокола – это произошло одновременно с открытием многих храмов. Общенародная беда заставила понять, что вера дает людям силы жить и защищать Родину.

Покорение Новгорода в 1478 году

Колокол издревле был символом народной силы и независимости. Недаром, усмиряя непокорных новгородцев, Великий князь Московский Иоанн III забрал их вечевой колокол. Некоторые русские колокола были трофейными – привезенными из Европы. И наоборот, нападавшие на Русь, норовили вывезти наши колокола в свои земли.

Историческая ценность колоколов Софийского собора Великого Новгорода, отлитых в XVI–XVII веках, признавалась даже в годы государственного атеизма. Благодаря этому они до самой войны оставались на своем месте. При угрозе оккупации звоны вместе с другими ценными экспонатами было решено эвакуировать. Уже шли артиллерийские обстрелы города, но старинные благовестники осторожно сняли и стали готовить к путешествию. Три колокола успели погрузить на баржу, когда началась бомбежка. Судно вместе с грузом пошло ко дну. Чтобы не рисковать оставшимися благовестниками, их скрыли под землей. Там они и пролежали все время оккупации, хотя фашисты и прилагали усилия, чтобы разыскать колокола – даже пытали новгородцев, выведывая точное место крушения баржи. Но предателя не нашлось. В 1944 году враг был изгнан из новгородских пределов. Командование приказало саперам отыскать зарытые колокола и выделило водолазов для поиска затонувших благовестников. Поисковые операции увенчались успехом. Древние колокола отвезли в Кремль и установили на постаментах у подножия звонницы Софийского собора.

Многие из колоколов, которым в годы Великой Отечественной войны было не дано созывать народ на службы, тем не менее, служили Родине, помогая приближать победу. Так, внутри знаменитого Царь-Колокола в Московском Кремле был устроен пункт радиосвязи Кремлевского полка. А в большой благовестник Кронштадтского Морского собора – единственный оставшийся на звоннице колокол, который не сбросили с нее лишь потому, что он не проходил в проем – звонили во время бомбежек, оповещая граждан о воздушной тревоге.

Колокола Главного Воинского храма России готовятся к подъему на звонницу

В наши дни часто отливаются памятные колокола. Звонницу Главного храма Вооруженных сил России в парке Патриот украсил набор колоколов, оформление которых перекликается с убранством храма, посвященной отечественной воинской истории. Барельефы на благовестниках несут на себе изображения ключевых событий Великой Отечественной войны. Художники нашли способ показать не сами сражения, а связанные с ними сцены из жизни людей. Так, в медальоне, посвященном Сталинградской битве, будет изображен фонтан хоровод детей на фоне разрушенных домов. О снятии блокады Ленинграда говорит образ Исаакиевского собора, перед которым стоят воинские орудия, в лучах прожекторов. Подъем советского флага над Рейхстагом знаменует взятие Берлина. Украсили колокола и иконы. Каждый образ связан с посвящением собора: икона Воскресения Христова – храмовый образ храма. Казанская икона Божией Матери сыграла ключевую роль в победе над фашизмом: есть версия, что наши войска пошли в наступление именно после того, как был совершен воздушный крестный ход вокруг Москвы с этим образом. На колоколах изображены и покровители русского воинства, в честь которых были освящены приделы храма: вмч. Георгий Победоносец, блгв. кн. Александр Невский, св. Илия Пророк – покровитель десантников и воздушно-космических сил, вмц. Варвара – покровительница ракетных войск, апостол Андрей Первозванный – патрон морского флота.

 

Елена Вишковская