Сион: загадочный драгоценный храм в церковной ризнице. Продолжение. Начало в № 73

Малый московский иерусалим

Сион – пожалуй, самый загадочный предмет богослужебной утвари. Он представляет собой массивный сосуд в виде храма. Утварь данной формы может иметь несколько назначений. В музеях сохранились величественные средневековые русские сионы из главных соборов. Вероятнее всего, они использовались в качестве дарохранительниц. В наши дни возрождается практика использования кадильницы-сиона. Кадящий несет ее на плече в знак того, что совершает священнодействие в единстве с Церковью.

 

До наших дней дошли большой и малый Новгородские сионы, Большой московский сион и выполненная в 1910 г. копия его малого собрата, погибшего в годы революции. Новгородские сионы по своей архитектуре ближе к своему Иерусалимскому прообразу: они имеют довольно низкий и широкий купол и довольно простую цилиндрическую форму. Московские сионы украшаются русскими куполами-маковками, а малый и вовсе отходит от традиции округлой формы, по сути, это скорее модель квадратного в плане русского храма. Причина этой разницы – во времени создания данных памятников: Новгородские Иерусалимы созданы в XI-XII веках, а московские – в XV столетии.

Большой московский иерусалим (сион)

Большой Московский сион украшен дарственной надписью, свидетельствующей о дате его изготовления – 1486 г.: «В лето 6994 года сделан сей Иерусалим повелением благоверного и христолюбивого Великого князя Ивана Васильевича господаря Всея Руси в 25 лето господарства его в церковь Успения Пречистыя и ко гробу чудотворца Петра на Москве». Но, согласно традиции старины, при создании этой реликвии были использованы детали ее древнейших предшественников. Так, рельефные фигуры апостолов, обрамляющую нижнюю часть стилизованного храма, по мнению ученых были выполнены еще во времена благоверного князя Андрея Боголюбского – в XII веке.

Русские сионы, безусловно, имели византийских предшественников и европейских собратьев. В частности, в соборе Сан-Марко в Венеции хранится великолепная сребропозлащенная дарохранительница округлой формы, воспроизводящая многокупольный византийский храм, украшенная рельефными изображениями и ажурными узорами. Это произведение было выполнено византийскими мастерами в XII столетии.

Очевидно, что наряду с уподоблением конкретной христианской святыне, Сион или Иерусалим был образом Иерусалима Горнего – Царствия Божия. Своей особой торжественностью, использованием главным образом в кафедральных соборах, а также символической связью с главной святыней христианского мира – храмом Гроба Господня – сионы свидетельствовали о единении Русской Церкви с Церковью Вселенской. Они напоминали о том, что источник благодати – силы, совершающей Богослужение, является Сам Господь, Его Крест и Воскресение. Таким образом, дарохранительница в форме храма становилась не только образом церковного здания, но и символом Церкви Христовой как Богочеловеческого организма, объединяющего Творца и Его верных служителей, как здравствующих, так и отошедших в Горний мир.

Это же значение прочитывается и в обычных дарохранительницах, которые мы видим в современных храмах. Форма дарохранительницы-храма стала наиболее распространенной с древнейших времен, хотя в старину с ней соседствовали и другие варианты: например, подвесная дарохранительница-голубь. Это предпочтение не случайно: будучи вместилищем главной Святыни – Тела и Крови Господних, дарохранительница представляет собой Святая святых, как бы храм в храме. Иногда обычную дарохранительницу, своим обликом напоминающую храм Гроба Господня, также именовали сионом.

В форме того же храма-сиона делали и церковные кадильницы. Кадила в виде стилизованных церквей распространились на Руси с XV века. Они представляли собой округлый или квадратный сосуд, увенчанный декоративной главкой с крестом и подвешенный на цепочке. Так, в конце XVI столетия царица Ирина Годунова сделала драгоценный вклад в ризницу Архангельского собора Московского Кремля: золотую кадильницу, украшенную черневыми изображениями сонма святых. Своей формой эта кадильница напоминает древнерусский храм и, с некоторым упрощением, может быть уподоблена самому Архангельскому собору.

В виде стилизованного храма создавались и создаются ковчеги для реликвий, в частности, святых мощей, а также киоты для икон. Логика этого художественного решения очевидна: обрамление святыни становится ее «домом», выражением благоговения к ней – то есть храмом. В соответствии с этим форма храма может быть придана и нательному образку, что мы видим в работах некоторых ювелиров, как старинных, так и современных.

 

Филипп Филатчев