Электроника от «Техбюро» на звоннице Главного храма Вооруженных сил России

Звон с колокольни Главного храма Вооруженных сил России разносится далеко по окрестностям. Ансамблем колоколов могут управлять и звонари, и электронная система. Оборудование для механического звона изготовили и смонтировали специалисты предприятия «Техбюро». Его директор, Андрей Юрьевич Новиков, поделился воспоминаниями об этой работе.

 

- У величественного воинского собора и звон должен быть мощным, со множеством колоколов.

- Да. Колокольня очень высокая и, несмотря на это, звонница имеет внушительную площадь. Обычно чем выше ярус звона, тем он компактнее, но здесь благодаря современным технологиям удалось сделать звонницу просторной. Колоколов на звоннице 13. Они качественные, хорошо подобраны: несмотря на высоту колокольни, звон хорошо слышен с земли. 12 колоколов мы подключили к системе электронного звона, самый большой из них весит 4 тонны. Самый большой десятитонный благовестник по решению заказчиков к электронике звона подключать не стали – в него будут звонить только вручную.

 

- Почему было принято такое решение?

- Я подозреваю, что причина вот в чем: в колокола весом от 10 тонн звонят, раскачивая язык так, что он бьет в оба края. Они слишком тяжелые, чтобы оборудовать педали, которые мог бы использовать звонарь. При подключении к системе электронного звона язык колокола подтягивается к одной его стенке – соответственно, в случае со сверхтяжелым благовестником, позвонить в него вручную с полным размахом уже не удастся.

 

- А как обстоит дело с остальными колоколами?

- У остальных колоколов и при ручном звоне язык бьет в один край. Малые и средние – зазвонные и подзвонные колокола бывают собраны в ансамбли: к их языкам крепятся веревки, которые звонарь держит связкой. А в благовестники весом менее 10 тонн звонят с помощью педалей, на которые нажимают ногой. Электронная система звона использует ту же самую эргономику. Поэтому наша система ни в коей мере не мешает звонить в колокола вручную и не ограничивает свободу движений звонаря.

 

- Работы по возведению и обустройству храма Воскресения в парке «Патриот» велись ускоренными темпами. Это сказалось и на вас?

- Да. Когда пришел наш черед подключать оборудование, строительные работы еще шли полным ходом, что усложняло монтаж. Колокольня была готова на 90%. Колокола на звоннице уже были развешены, пульты для ручного звона оборудованы. Но сварочные, отделочные работы, прокладка оборудования: вентиляционного, еще какого-то – были в самом разгаре и затрагивали ярус звона. Две трети площади колокольни оказались заняты другими работниками. Территория храма представляла собой огромный муравейник, где кипела бурная, но слаженная деятельность. Конечно, возникало немало нестыковок, но они разрешались очень быстро. Обычно мы заходим на звонницу последними, когда все работы уже завершены. Но сроки поджимали – был апрель, а к 9 мая храм должен был быть завершен. В соответствии с этим пришлось откорректировать некоторые конструктивные решения. Решить эту задачу удалось без ущерба для качества работы оборудования.

 

- Монтажу оборудования предшествовала его подготовка?

- Да, она заняла достаточно длительное время. Первый запрос поступил к нам в июле 2019 года. Прорабатывалось несколько вариантов проекта. Дважды собирался экспертный совет по выбору системы электронного звона. В результате из предложений разных производителей выбрали наше оборудование. Было решено, что оно наилучшим образом соответствует статусу и духу Главного храма Вооруженных сил России.

 

- Какие параметры повлияли на это решение?

- В первую очередь – надежность нашей системы. Тросы, управляющие языками малых и средних колоколов, у нас, в отличие от других производителей двигаются линейно, ни на что не наматываясь и не перекручиваясь, поэтому они практически не истираются и не рвутся. Далее, диапазон весов колоколов, с которыми мы можем работать, включает все возможные варианты: от самых малых до самых тяжелых. Затем, мы предоставляем несколько способов управления звоном: с мобильного телефона – через приложение или с помощью смс, с помощью кнопочного проводного пульта, который монтируется в храме или при помощи программного обеспечения, устанавливаемого на компьютере. Также можно управлять звоном через радиоканал используя для этого обычный смартфон. Также мы предусмотрели возможность перепрограммировать пульт – соотнести с кнопками те мелодии, которые вы используете чаще всего. Еще одно преимущество системы электронного звона от «Техбюро» – энергоэффективность. Управление самыми тяжелыми благовестниками осуществляют электроприводы, мощность которых составляет всего 350 ватт и 220 вольт. На малых колоколах мощность еще меньше. Поэтому для того, чтобы наша система работала, достаточно иметь слаботочную разводящую линию. И, конечно, удобство использования. Например, в нашей программе есть функция – мы назвали ее  плей-лист, благодаря которой пользователь может создавать комбинации звонов: сначала звучит такой-то звон, после него – такой-то. Таким образом можно создавать целые композиции самостоятельно.

 

- Для Воинского храма создавалось какое-то особое оборудование, может быть, особые звоны?

- Мы использовали наше стандартное оборудование. Его комплектация зависит от количества и веса колоколов. Колоколу каждого веса соответствует определенная техника. При монтаже системы на каждой конкретной колокольне мы адаптируем звоны к ее набору колоколов.  При желании можно добавить новые звоны самостоятельно, используя широко распространенные музыкальные файлы в формате миди.

 

- Приемка оборудования осуществлялась на самом высоком уровне?

- Когда мы монтировали систему, на объект приезжал Министр обороны С.К. Шойгу. Он попросил нас продемонстрировать работу оборудования, и все остались довольны. Теперь система успешно эксплуатируется, никаких нареканий и внештатных ситуаций не возникает.

 

Беседовала Наталья Зубкова

 

8-911-004-08-10 voenmech-buro-ru