Путешествие по звонам с мастерской Ильи Дроздихина. Дальний Восток

Архиепископ Ефрем (Просянок) управляет Биробиджанской и Кульдурской епархией, которая находится на Дальнем Востоке, на территории Еврейской автономной области. Владыка сам вникает в строительство и благоустройство храмов, встречается с подрядчиками. Так, он лично побывал в мастерской Ильи Дроздихина.

 

- Владыка, расскажите о Вашем опыте работы с мастерской Ильи Дроздихина.

- О мастерской Ильи Дроздихина могу сказать, что это люди, которые очень хорошо знают историю Церкви в целом и историю колокольного звона в частности. Они мыслят о себе как о продолжателях дела русских колокольных мастеров. Самым ярким показателем этого является то, что именно этой мастерской удалось отлить прорезной колокол. Чисто практический аспект: нам предоставили удобные условия, рассрочку платежа, что для нашей дальней епархии немаловажно. Для детской воспитательной колонии они пожертвовали колокол. На звоннице кафедрального собора Илья сам настраивал колокола. Когда мы посетили мастерскую, мне все понравилось. Видно, что эти люди знают, чем они занимаются. Что они понимают: их труд является церковным деланием, и свой талант они действительно направляют во славу Божию. Мы рады, что колокола, которые вышли из этой мастерской, звучат и у нас, в самом начале России, на границе с Китаем. В них воплощены традиции древних колокололитейщиков и труд людей, искренне любящих Бога и Церковь.

 

- Расскажите немного о жизни епархии.

- У нас 21 храм в церковных зданиях и еще есть приходы, которые служат в приспособленных помещениях. Население области составляет всего 158 тысяч человек. К сожалению, оно уменьшается: люди уезжают в западные регионы. Слава Богу, все наши приходы – это живые общины. Помимо богослужебной деятельности, каждый из них ведет социальную работу. Священники наших приходов окормляют казачество. Казаки здесь, на восточном рубеже России, жили со времени присоединения этих мест к России. Среднее Приамурье заселялось во 2-й половине XIX века. В 1858 году был подписан Айгунский договор, по которому эта территория вошла в границы Российской империи. С того времени началось заселение наших мест казаками, переселенцами с Юга России. Были переселенцы и из Самары, из Белгородской области. Строительство населенных пунктов начинали с возведения храма или часовни – их устраивали везде.

 

- Сохранились ли эти храмы?

- Нет. Самый старый из действующих у нас храмов в прошлом году отметил свое 20-летие. Это деревянная церковь свт. Николая в г. Биробиджан, построенная в 1999 году. Эти места не сразу вошли в состав Советского Союза: здесь была белая Дальневосточная республика. Когда ее уничтожили, большевики стали стирать с лица земли все, что связано с традиционной русской культурой. Поэтому на всем Дальнем Востоке в советский период было только 2 действующих храма, оба в Хабаровске. Храм св. Александра Невского в Хабаровске был открыт в приспособленном помещении во время Великой Отечественной войны. Кафедральным собором служила единственная сохранившаяся церковь – Христорождественская, привокзальная, где когда-то молились перевозимые через Хабаровск ссыльные.

 

- Церковная жизнь в епархии воссозидалась с нуля. Это наложило на нее свой отпечаток?

- Да. Когда в 2006 году я был направлен преподавать а Хабаровскую духовную семинарию, я увидел, настолько тщательно, трепетно священники подходили к своему служению. И люди приходили в храм именно для того, чтобы молиться, приобщаться Таинств. Здесь, на чистом месте, нет нездоровых околоцерковных течений. Люди искренне любят церковную жизнь.

 

- Одна из главных святынь Дальнего Востока – Албазинская икона Божией Матери.

-  Да, это наша святыня, которая была прославлена в Албазинской крепости, где казаки держали оборону в XVII веке. Крепость эта находится на территории соседней, Благовещенской епархии. Мы уже более 10 лет совершаем крестный ход со списком этой иконы по приходам нашей епархии. В нем участвуют казаки, пограничники, множество верующих. На Дальнем Востоке не так много значимых исторических мест, которые свидетельствуют о русской духовной идентичности, поэтому мы стараемся, чтобы каждый наш храм стал центром русской духовной культуры и имел свою святыню. В 2016 году была написала новая икона – Кульдурская икона Божией Матери. Мы пока не ходатайствовали о том, чтобы она была внесена в общецерковный месяцеслов. Но молитвы перед образом совершаются, и люди чувствую ответ. Это тоже является знаком милости Божией. Особым событием для нашей епархии стало учреждение в 2018 году собора святых Биробиджанской епархии. В него вошли 8 новомучеников, которые пострадали на территории нашей области в 1930-40-е годы, будучи сосланы на Дальний Восток.

 

Беседовала Алина Сергейчук

 

Мастерская Ильи Дроздихина

8 (495) 724-84-15, 8 (916) 978-37-78

Дроздихин.рф