Заступница земли Русской. Мозаичное убранство западной апсиды Главного воинского храма России

Одним из наиболее значимых событий в общественной, культурной и церковной жизни России в 2020 году стало освящение храма Воскресения Христова в парке «Патриот» – главного Воинского храма России. Мы продолжаем рассматривать мозаичное убранство этого храма, созданное в соработничестве Народного художника РФ, академика РАХ Василия Нестеренко и специалистов Художественно-производственного предприятия Лаврентьевых «Домострой».

 

«Взбранной Воеводе Победительная» – обращаемся мы к Пресвятой Богородице. Пречистая во все времена воспринималась верующими как Заступница Отечества, Предводительница войска, ратующего за родную землю. Поэтому совсем не случайно Главный Воинский храм украсился множеством образов Пресвятой Богородицы. Многие иконы соотносятся с конкретными эпохами и битвами, победы в которых были одержаны по молитвам перед этими образами.

В западной апсиде храма мозаичисты создали величественное изображение Царицы Небесной, именуемое «Заступница земли Русской». Пречистая показана в полный рост. На одной Ее руке восседает Богомладенец, а второй рукой Она грозно указывает на запад, словно призывая воинов внимательнее оберегать границы Отечества. Оттуда, с Запада, многократно приходили нашествия иноплеменников, стремившихся уничтожить Русь или лишить ее независимости, самобытности и сердца – православной веры. Народный художник Василий Нестеренко, создавший этот образ, разработал новую иконографию: такой иконы еще не было. Она напоминает образ Божией Матери «Августовская», запечатлевший явление Пречистой русскому воинству во время Первой мировой войны, но все же, это другая икона. Облик ее перекликается со знаменитой статуей «Родина-Мать» на Мамаевом кургане Волгограда: та же монументальность, сдержанная динамика, мощь. Но это не икона подражает творению советского скульптора – отнюдь! Это образ Богоматери, ставший архетипом для поколений русского народа, сделавшийся олицетворением Родной земли, отразился в творении ХХ века, нерелигиозном по внешней форме.

«Веруяй в Мя не узрит смерти во веки» – начертано на свитке, который держит в руках Божественный Младенец. Не в этих ли словах секрет непобедимости русского воинства? Идя в бой, русский человек думал в первую очередь не о том, как сохранить земную жизнь. Поэтому он был чужд парализующего страха. Православные ратники знали, что впереди – Небесное Царствие, раньше ты попадешь в него или позже. Говорят, на войне нет неверующих: даже тот, кто не задумывается о вечных вопросах бытия, в глубине души несет тайную уверенность в неуничтожимости своей личности, укорененную в ментальности христианского народа.

Пречистую окружает Ангельское воинство: Небесные силы много раз зримо помогали защитникам Святой Руси. При взгляде издалека композиция образует крест: фигура Богоматерь представляет собой вертикаль, а предстоящие Ей ангелы – горизонталь. Завершают композицию медальоны с образами русских святых князей-воинов – Александра Невского и Димитрия Донского. Апсиду обрамляет орнаментальный фриз, решенный в виде переплетений георгиевской ленты. Это напоминает о неразрывности ленты русской истории – от георгиевских кавалеров Царской Русской армии до героев Великой Отечественной войны и их наследников, отстаивающих интересы России в наши дни.

Ниже размещены вертикальные медальоны, посвященные двум ключевым моментам новой истории России. Это два момента торжества народного духа: победа в Великой Отечественной войне и возвращение России Крыма. Обе композиции показывают народное радостное гуляние: счастливые лица людей, узнаваемые городские пейзажи. В южном медальоне, запечатлевшем 9 мая 1945 года, мы видим ночную Москву, собор Василия Блаженного, Спасскую башню и ночное небо, высвеченное лучами прожекторов и всполохами салюта Великой Победы. Полукруглый медальон венчает образ Божией Матери Казанский – известно, что такую икону, материнское благословение, тайно возил с собой Маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Он и другие полководцы Великой Отечественной изображены среди празднующих Победу людей. Это вполне традиционно для православного искусства. Образы не являющихся святыми исторических личности включены в убранство храма не для поклонения им, а во свидетельство единства видимого и невидимого миров, земной истории и Вечности. Священная история Ветхого и Нового Заветов развивалась на земле, ее участниками были не только святые, но и простые люди – безвестные и те, чьи имена остались в истории. Новейшие времена рождают новых святых, их жития переплетаются с судьбами современников. А Господь заботится о каждом и ведет ко спасению любого человека, желающего этого.

В северном медальоне – Крымская Весна 2014 года. Ликующие штатские и радостные военные. Священники держат Корсунскую икону Божией Матери – первый образ, обретенный на Руси еще при святом князе Владимире и связанный с Крещением Руси. Людей осеняет Своим Покровом Пресвятая Богородица, Покровительница России.

Вы входите под своды храма, и у вас захватывает дух от величия открывающейся картины. Так происходит и с верующими людьми, и с теми, кто еще не полюбил бывать на богослужениях. В Воинский собор приходят юные солдаты-призывники и закаленные в боях офицеры. Сердца многих из них откликаются на соединение двух, казалось бы, столь непохожих пластов: воинской истории России и сформированного на протяжении столетий церковного искусства, отражающего вечные истины Христианства. Это помогает им воспринять Православную веру не как нечто стороннее и недосягаемо высокое, а как то, что неразрывно связано с их жизнью и служением. И этим оправдано все. Творческое напряжение В.И. Нестеренко, создавшего множество образов. Труды специалистов предприятия «Домострой», воплотивших в материале его замысел, выполнивших его в грандиозном размере на стенах и сводах храма, на десятки метров вознесенных над стоящими внизу людьми. Волнение многочисленных согласований, доработок, увлеченность творческого поиска. Работа мозаичистов, сменявших друг друга в 2-3 смены. Поистине героическое соработничество, позволившее в рекордные сроки выполнить грандиозный проект, равных которому не было.

 

Алина Сергейчук 

 

Предприятие «Домострой»

Художественно-производственное предприятие Лаврентьевых работает с начала 1990-х годов и занимается благоукрашением храмов. В 1997 году оно получило благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Специализация проектно-производственного предприятия «Домострой» – создание уникальных изделий из дерева, камня, мозаики, металла. «Домострой» имеет собственные производства в Москве и Муроме, где трудится профессиональная команда проектировщиков, архитекторов, художников. Мастера создают иконостасы, киоты, церковную утварь, выполняют мозаики. Работа ведется как вручную, так и на современном высокотехнологичном оборудовании. Создаются комплексные проекты храмового убранства. Предприятие занимается реставрацией памятников истории и культуры.

На счету предприятия такие знаковые объекты как Казанский собор г. Казани, Валаамский монастырь, храм Новомучеников в Сретенском монастыре, Кафедральный собор Пресвятой Троицы в Париже, а также другие многочисленные соборы, скиты и подворья монастырей.

Управляют компанией Алексей Николаевич Лаврентьев и два его сына, Александр и Илья.

Благодаря опыту, профессионализму и ответственному подходу к любому делу предприятие ООО «Домострой» достигло значительных успехов и заняло достойные позиции в соответствующем сегменте рынка.

 

ООО «Домострой» ХПП Лаврентьевых +7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru