Почему «Царские врата» пишут с большой буквы?

Мы продолжаем серию материалов по истории иконостаса и храмового убранства темой Царских врат – одной из главных доминант храмового убранства. И не только в плане эстетическом. Название их происходит не от титула царя земного, а от Царя Неба и земли. От веры, что Сам Христос проходит через них в Святых дарах.

 

Символически иконостас являет нам границу между земным и Небесным мирами. В таком случае Царские врата – это ворота рая. Пройти ими не имеет права непосвященный: пономари и прочие клирики, не имеющие священного сана, проходят в алтарь и выходят из него только через боковые диаконские, врата. Да и священник, и архиерей могут пройти Царскими вратами лишь в определенных богослужебным чином случаях.

Царские врата Успенской церкви Зачатьевского монастыря г. Москвы, работа Свято-Троицкого братства г. Щигры. Гальваника, металл

Убранство Царских врат определено православной традицией, которая сформировалась на протяжении столетий, форма же их зависит от конструкции и художественного решения иконостаса. Как правило, над Царскими вратами помещают образ Тайной вечери – главного Таинства, происходящего в храме. Участвуя в Божественной Литургии, все мы мистическим образом присутствуем на ней. На створках Царских врат помещают изображения четырех евангелистов – напоминание о слове Божием, звучащем на богослужении. Также на них часто можно увидеть икону Благовещения – события, положившего начало воплощению Божественного домостроительства о спасении человечества. В Византии и Древней Руси на Царских вратах также помещали ростовые иконы ветхозаветных Моисея и Аарона и святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста – родоначальников богослужения.

Древнерусские Царские врата

В древнерусских иконостасах портал Царских врат нередко выделялся с особой торжественностью. Например, небольшая, но весьма нарядная алтарная преграда бокового придела знаменитой церкви Ильи Пророка в Ярославле (XVII в.) украшена массивными Царскими вратами. Их прямоугольная конструкция с арочным входом увенчана великолепной резной коруной. Врата напоминают главные ворота города. Подобную архитектуру Царских врат в более или менее торжественном исполнении мы видим и на других старинных иконостасах, по преимуществу тябловых: в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, в храме Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль) и многих других. Уникальны сплошь покрытые кружевом резьбы Царские врата Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря: вопреки сложившейся традиции, их украшает множество малых икон. Они созданы реставраторами в ХХ веке по образцу Царских врат церкви Исидора Блаженного в г. Ростов, выполненных в XVI столетии.

Серебряные Царские врата в Благовещенском соборе Московского Кремля

Особого внимания заслуживают Царские врата тяблового иконостаса, украшающего Благовещенский собор Московского Кремля. На их коруне мы видим деисис: ростовые фигуры Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей. Сами врата серебряные, позолоченные, створки их украшены рельефными иконами. Богоматерь и принесший Ей Благую весть Архангел, а также четыре евангелиста изображены на них на фоне искусно проработанных пейзажей. Эти врата являются интереснейшим произведением двух удаленных друг от друга по времени эпох церковного искусства. Как известно, сам иконостас Благовещенского собора является первой из сохранившихся высоких алтарных преград и датируется началом XV века. Но Царские врата его были утрачены при осквернении соборов Кремля французскими войсками в 1812 г. и воссозданы в 1818 году. Мастера, воссоздававшие древнюю святыню, ориентировались на ее изначальную форму, но привнесли и декоративные элементы, не свойственные аскетичному храмовому убранству Древней Руси. Убедиться в этом легко, всмотревшись в пышные чеканные травные узоры, украшающие коруну.

Царские врата храма прп. Симеона Столпника, работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Традиция иконостасов с увенчанными коруной Царскими вратами продолжается и в наши дни. Такие врата украшают, в частности, иконостасы приделов собора Зачатьевского монастыря, а также алтарную преграду храма прп. Симеона Столпника на Поварской в Москве, созданные Свято-Троицким братством г. Щигры. Массивная конструкция Царских врат позволяет поместить на них дополнительные иконы. К примеру, на вратах в храме прп. Симеона мы видим образ Пресвятой Троицы в верхней части, ростовые иконы святителей и преподобных на боковых столбцах, херувимов, Богоматерь. Тайная Вечеря представлена на двух медальонах: на одном из них Спаситель причащает апостолов Хлебом, на другом – Вином. Благовещение также представлено на двух малых иконах: на одной мы видим Пречистую, на второй – благоговейно обращенного к Ней Архангела Гавриила. Иконы на Царских вратах обрамлены малыми киотцами, увенчанными стилизованными церковными главками. Это – символическая отсылка к Небесному Иерусалиму, описанному в Откровении Иоанна Богослова. Так Царские врата – элемент храмового убранства сами становятся подобны иконостасу, являя нам полноту Небесной Церкви.

Царские врата начала XVIII века

В иконостасе более поздних эпох, которые можно условно отнести к стилю барокко, Царские врата, как правило, не доминируют столь сильно, как в старинном тябловом иконостасе. Но не столько за счет торжественности убранства самих врат, сколько благодаря большей декоративности иконостаса. Исчезает массивный прямоугольный портал, зато появляется изящная дуга арки, вверху которой часто можно увидеть рукотворное сияние – стилизованные лучи, среди которых парит нисходящий с небес на землю голубь – напоминание о благодати Святаго Духа, действующей в Таинствах Церкви. Пышная резьба: виноградные лозы, цветы – напоминает о красотах рая с не меньшей убедительностью, нежели стилизованные главки «Небесного Иерусалима» на древнерусских вратах.

 

Алина Сергейчук

Свято-Троицкое братство г. Щигры: +7 (495) 778-37-36 www.shigri.ru