Куранты Московского Кремля

Одним из исторических событий 2020 года стало завершение реконструкции курантов Московского Кремля. Кстати, новые колокола для них были изготовлены на воронежском колокололитейном заводе «Вера».

 

Как известно, куранты отличаются от других видов башенных часов тем, что бой в них осуществляется с помощью колоколов. Слово «Куранты» даже стало именем нарицательным, относящимся к главным часам страны, отбивающим время на Спасской башне и являющимся эталоном точности. Тем не менее, башенные часы-куранты есть и на колокольнях многих храмов. Для их работы задействуют те же колокола, что и для богослужебных звонов.

С Кремлевскими курантами получилось несколько иначе. Каждые четверть часа на них отбивают время старинные колокола, остатки когда-то существовавшего набора из 35 колоколов. При реставрации часов их оставили нетронутыми, благодаря чему привычное звучание Курантов не изменилось. Каждые 3 часа в дополнение к бою, Куранты вызванивают мелодию. В полдень и полночь, а также в 6:00 и 18:00 звучит гимн Российской Федерации, а в 3:00, 9:00, 15:00 и 21:00 — «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Теперь их исполняют новые кампаны, отлитые в Воронеже.

Созданный в  1835 г. механизм бережно сохраняется в неизменности. Он уходит вглубь башни почти на 20 метров, состоит из нескольких тысяч деталей и приводится в действие маятником, который весит 32 килограмма, а также тремя гирями весом от 160 до 224 килограммов. 200-килограммовая гиря вращает музыкальный механизм, который представляет собой медный цилиндр, соединенный со штифтами. Эти штифты нажимают на клавиши, которые в свою очередь связаны тросами с колоколами. Башенные часы Московского Кремля являются единственными полностью механическими курантами в мире.

 

О том, как отливали колокола для Кремлевских курантов, нам рассказала Марина Валерьевна Анисимова – заместитель генерального директора колокольного завода «Вера» в г. Воронеж, выполнившего эту работу. 

- История с заменой колоколов началась еще в 2010 году, когда Комендантом Кремля был генерал-лейтенант Сергей Дмитриевич Хлебников. Звучание мелодий на башне на тот момент было далеко от идеального, что не мудрено. Дело в том, что изначально куранты звучали благодаря набору из 35 колоколов, подобранных по тонам. Этот набор был создан, когда Куранты реконструировались в 1852 году под руководством опытных часовщиков, по совместительству московских купцов, братьев Бутенопов. В то время механизм играл Преображенский марш и «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского. В советские годы часть колоколов была утеряна: одни из них пострадали при обстреле Кремля в 1918 году, другие были сняты, поскольку мешали работам во время монтажа звезды на Спасской башне. До наших дней сохранились всего 9. Много лет они отбивали только время. Мелодии со Спасской башни перестали звучать уже в 1938 году. В 90-е годы Куранты вновь настроили так, чтобы они играли мелодии: к набору было добавлено 3 колокола, заказанных в Голландии. Увеличили и нагрузку на старые колокола: к каждому из них подвесили дополнительный молоток – колокола в Курантах звучат благодаря ударам молотков, а не языков, как на церковной звоннице. Было очевидно, что этот набор нуждается в серьезной переработке.

 

- Как рождалась концепция нового колокольного набора для Курантов?

- Сергей Дмитриевич изначально поставил условия, чтобы колокола отливали в России. Все же Куранты – один из символов нашей страны. До «Веры» они обращались и на другие заводы, но проблема состояла в том, что колокола должны были рождать не только ритмичный звон, но и мелодию. А для этого необходимо, чтобы идеально сочетались не только их главные тона, но и обертона. Сначала специалисты попробовали достроить колокольный ансамбль на основе сохранившихся колоколов. Записали их звук, выстроили звукоряд, определили пробелы в нем. Но в 2016 году от этого пути отказались: решили строить звукоряд заново. Потому что старинные колокола это одно, современные голландские – другое, а современные отечественные – третье. Это решение позволило сократить число колоколов с исторических 35 до 22 и таким образом уменьшить нагрузку на старинную башню. Шесть старых колоколов убрали, 9 оставили. Они по-прежнему отбивают время. Самый большой из них, весом 2 тонны, числом своих ударов сообщает о каждом новом часе, а малые наигрывают перезвон. Из «голландцев» оставили один – самый большой, весом в тонну. Он был включен в набор, создание которого поручили нам. Остальной звукоряд подбирали к нему. Следующий колокол весит 850 кг, самый маленький – 36, а всего мы отлили 12 колоколов. Звукоряд получился полторы октавы.

 

- Как проектировали звучание колоколов?

- Большой колокол, на который мы ориентировались, занимает целый проем башни, и снять его, чтобы привезти на производство, было бы затруднительно. Поэтому его звук записали, и мы на компьютере подбирали соответствующие ему колокола. Тут возникла сложность: у русских и голландских колоколов разный профиль, проще говоря – форма. Мы используем традиционный русский профиль, который имеет богатое красивое звучание, десятки обертонов – благодаря им каждый колокол можно рассматривать как целый музыкальный инструмент. У голландского же колокола профиль – классический октавный, он выдает тон ми бемоль. Но в точности определить, как будет звучать колокол, пока он еще не готов, нельзя. Поэтому некоторые колокола пришлось подтачивать изнутри. При такой обработке стенка колокола становится тоньше, а звучание — ниже. А вот искусственно повысить звук уже отлитого колокола нельзя. Из-за этого в нескольких случаях нам пришлось переливать колокола заново, откорректировав их профиль. Ключевую роль в подборе колоколов сыграл акустик нашего завода Олег Бадерников. Это была очень сложная и творческая работа. Продолжалась она около года.

 

- Кто еще участвовал в создании колоколов?

- Координировало проект Общество церковных звонарей: Константин Мишуровский, глава Общества Игорь Коновалов, дирижер Президентского оркестра Евгений Никитин. Они контролировали процесс работ, писали партитуры, осуществляли приемку. Механизмом Курантов занималось НИИ Часпром. В проекте участвовали общественный совет Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», Администрация президента РФ, Минкульт, ФСО, Фонд Андрея Первозванного. Когда пришло время сдавать работу, мы на заводе собрали макет звонницы Спасской башни: сварили конструкцию по ее размерам, развесили колокола, специалисты НИИ Часпром собрали управляющий блок – в мобильном варианте в его основе был компьютер. И обнаружили интересный эффект: когда ты стоишь рядом, восприятие звука одно, а если отойти на 100 – 200 метров – оно становится другим, звук раскрывается в своей полноте и богатстве. И сейчас, когда колокола заняли свое место на Спасской башне, этот эффект остался: восприятие различно, когда ты стоишь у ее подножия и когда отходишь, к примеру, на Васильевский спуск.

 

 Подготовила Марина Клочкова