Символика Христианства в резьбе по камню

Резьба на фасаде Дмитровского собора, г. Владимир

Церковная символика находит особое воплощение в резьбе по камню. В наши дни, когда современные технологии позволяют создавать резьбу любой глубины и тонкости даже из твердого мрамора, древние образы могут воплощаться с особой выразительностью.

 

Первохристианское искусство было богато символическими образами, которые нередко высекали в камне: на стенах катакомб, саркофагах мучеников. Птицы, клюющие виноград – символ христиан, которые прибегают к Таинству Евхаристии. Якорь – зашифрованный крест. Лоза с гроздьями и листьями – образ единстве Церкви и Самого Христа как ее Главы. В Византии они расцвели в великолепных мозаиках и мраморных композициях.

Иконостасы древности имели простую конструкцию и прямоугольную планировку. Зачастую их главным украшением была резьба, которая покрывала капители колонн и темплон, а также природная красота разноцветного мрамора. Эта стилистика и сегодня находит свое воплощение и переосмысление в церковном искусстве. На мраморном темплоне высекали как символические орнаменты, так и образы Спасителя, Богоматери, святых. Как и во все эпохи христианского искусства, основным мотивом был крест, который мог иметь весьма разнообразные формы. Встречались и зооморфные изображения – они напоминали о премудрости Создателя, сотворившего мир в его многообразии. Впрочем, образы зверей и птиц могли нести и вполне конкретное духовное значение. К примеру, павлин был символом бессмертия и рая, не только благодаря своей красоте, но и потому, что его мясо считалось не подверженным разложению. Стоит отметить, что изображения животных в церковном искусстве гораздо чаще встречаются в каменной резьбе, нежели в деревянной.

Фрагмент иконостаса храма Спаса-на-Крови

Среди наиболее распространенных в Византии орнаментальных мотивов – всевозможные плетенки, напоминающие о сетях апостолов, травы и цветы – образ красот рая, виноград – символ Жертвы Спасителя, воплощающейся в Таинстве Евхаристии. Уже в первом тысячелетии по Р.Х. распространился мотив листа аканта – колючего растения, которое, согласно античной легенде, вырастает на могиле героя. В христианском искусстве этот символ стал напоминанием о мученичестве за веру. Его мотив встречается не только в декоре алтарных преград, но и в резьбе, украшающей архитектурные элементы церковного здания. Так, в храме Софии Константинопольской до наших дней дошли колонны с ажурными резными капителями, в узорах которых явственно прочитываются очертания аканта.

В Древней Руси иконостасы чаще всего делали из дерева. Зато белокаменная резьба покрывала здания храмов – внутри и особенно снаружи. Диковинные звери и птицы, украшающие Дмитровский собор во Владимире и Георгиевский в Юрьеве-Польском: львы и грифоны, утицы и кентавры – являют нам некий причудливый мир, который таит в себе множество загадок.

Владимир, Дмитровский собор, фрагмент фасада

Храм – это образ мироздания, а иконостас – символическая граница между дольним (земным) и Горним (Небесным) мирами. Поэтому церковное убранство напоминает нам о красотах рая, помогает устремиться к ним душой, отрешившись от приманок и соблазнов земного бытия. А иногда – напоминает и о духовной борьбе, которую необходимо выдержать на пути ко спасению. Так, на фасадах Дмитровского собора мы видим сцены терзания хищниками добычи – в то время как ни в раю, ни в грядущем Царствии Небесном кровь не проливается. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» – сказано в книге пророка Исайи. Соответственно, перед нами символическое изображение земного мира, впавшего в несовершенство. Впрочем, грифон, терзающий лань, может быть и образом нечистого духа, который мучает грешную душу, пока она не испросит помощи у Творца. Добрые и злые львы, сирины, семарглы, собравшиеся вокруг Псалмопевца Давида и внимающие его пению – что это, как не люди, такие разные, боримые различными страстями, но обретающие покой в Церкви, в благодати Божией?

К сожалению, от красот Домонгольской Руси до нас дошло немногое. Безжалостные орды кочевников сметали с лица земли не только терема знати и дома простолюдинов, но и Божии храмы. А ведь к началу нашествия искусства в нашей стране переживали свой расцвет. Например, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском был построен аккурат к наступлению бедствия: в 1234 году. Примечательно, что архитектором его выступил благоверный князь Святослав Всеволодович, в Крещении получивший имя Гавриил, супруг дочери благоверных Петра и Февронии Муромских. Документально подтверждено, что он разработал облик храма и возглавлял его строительство. Стены собора были сплошь украшены резьбой. Часть элементов вырезались на блоках известняка до их монтажа, часть – по завершении строительства стен. Мы видим образы святых и изображения животных, обрамленные богатым и разнообразным орнаментом.

Осиас Лукас, Греция. "Хищная" сцена

Сцены из жизни животных широко распространены и в убранстве греческих храмов – например, беломраморного хищника, терзающего жертву, можно увидеть на фасаде кафоликона (главного храма) знаменитого монастыря Осиос Лукас. Там же можно встретить и разнообразные резные изображения птиц и зверей: павлинов и горлиц, рыб и львов, оленей и осликов. Мраморный иконостас этого храма считается одним из древнейших в мире. Помимо орнаментальных розеток и восьмиконечных звезд (символ Богородицы и напоминание о Вифлеемской звезде) его украшают небольшие изображения грифонов – мифологических зверей с клювами, лапами и крыльями. Диковинный зверь мог символизировать собой и ангела. Его несоответствие земной зоологии – напоминание о непостижимости Горнего мира, его несхожести с привычными земными реалиями.

Многоцветные каменные полы храма Спаса-на-Крови

Новое рождение искусство резьбы по камню получило в конце XIX - начале ХХ века, когда распространились стили модерн и историзм. Удивительную по пышности и самобытности резьбу по мрамору можно
увидеть в Кронштадтском морском соборе, возведенном в 1903 - 1913 годах в неовизантийской стилистике.
Архитектор Василий Косяков создавал его, вдохновляясь образом Софии Константинопольской - непревзойденной в веках жемчужины  православного зодчества.
Мраморный иконостас собора был создан по проекту алтарной преграды Софии Константинопольской, восстановленному исследователями. В его декоре были использованы характерные для византийского церковного искусства резные изображения виноградных лоз, павлинов, агнцев. Ажурная резьба перемежалась яркими мозаичными фризами, иконами и вставками из полудрагоценных камней. Великолепная мраморная
резьба украшала капители и колонн храма, кафедру проповедника, порталы входа и другие детали церковного интерьера. Белизна мрамора сочеталась с яркими акцентами цветного камня.
Наше время дает возможность посмотреть на искусство минувших эпох в ретроспективе. Современные мастера воплощают в резном мраморе образы и символы, переданные предками.

 

Алина Сергейчук