Мозаики Владимирской церкви Главного Воинского храма

Нижняя церковь Главного Воинского храма России, возведенного в парке «Патриот», посвящена равноапостольному князю Владимиру. Образ святого князя – духовного родоначальника нашей страны – один из ключевых в символике храма. Создание интерьера подземной церкви это всегда вызов для художников. Как сделать светлым здание, находящееся в подвальном этаже? Какими выразительными средствами показать сакральность помещения, его принадлежность к горнему миру, если пространство достаточно низкое? Как создать интересный, выразительный интерьер?

Решение украсить стены и своды храма мозаикой стало великолепным ответом на эти вопросы. Проект уникального убранства разработали заслуженные художники России супруги Михаил Сергеевич Леонтьев и Дарья Викторовна Шабалина Они же написали иконы для храма. Мозаики воплотили в жизнь специалисты Художественно-производственного предприятия «Домострой». Многоцветные панно из смальты и керамики преобразили низкие своды храма в мерцающий звездами небосклон. Стены украсились 1350 м2 мозаик. Под руками мастеров рождались многофигурные композиции на золотых фонах и образы святых, пейзажи Руси и Святой земли. Стилистика их напоминает о древнерусском искусстве: иконописи, мозаике и, пожалуй, о книжной миниатюре с ее динамикой и одновременно – тонкостью проработки деталей.

Нижняя церковь Главного храма Вооруженных сил России – его органичная часть, продолжающая те мысли и идеи, которые несет в себе убранство этого величественного собора. И все же, у нее есть своя, особая атмосфера, свое настроение. Это пространство более камерное, более уютное. Здесь меньше торжественности и больше тишины, лиричности, задушевности. Это вполне обоснованно. В то время как в верхний храм рассчитан главным образом на проведение многолюдных торжественных богослужений, в нижнем будет совершаться Крещение детей и взрослых. Тут будут служить при меньшем стечении народа. Его мозаичное убранство, созданное теми же художниками, что и мозаики верхнего храма, словно открывает нам еще одну грань русской культуры, истории и святости.

Основным цветом убранстве нижнего храма стал синий: от глубокого тона ночного неба до разбеленной до прозрачности синевы речной волны. Это рождает ассоциации с водами крещальной купели, с реками – Иорданом и Днепром, с синевой небес. Прочитывается в данном решении и связь с одним из любимых русских народных промыслов – гжелью.

В центре храма установлен баптистерий (купель), являющийся одним из ключевых элементов его убранства. Сюжеты из Новозаветной истории: Иоанн Предтеча на Иордане, Крещение Господне говорят нам о том, как Таинство Крещения было даровано человечеству. Библейская история находит свое органичное продолжение в истории Святой Руси. Неспешно обходя храм, вы словно погружаетесь в историю Русской Церкви. Вот равноапостольный Владимир погружается в крещальную купель. А вот он уже крестит свой народ в Днепровских водах. Мужественная, и в то же время молитвенная фигура князя. Священники в крестчатых ризах, заботливо склоненные к стоящим в освященной речной воде новым христианам. Речные струи и живописные каменистые горки на берегу – в лучших традициях православной иконописи.

На своде холла нижнего храма мы видим образ «Благословенно воинство Небесного Царя». Эта композиция была особенно любима в России XVII столетия. Суть ее – в том, что земные воины, служа Отечеству, становятся служителями Небесного Царя, входят в Воинство Христово. Умирая «за други своя», они встают в один ряд со святыми мучениками. Этот образ восходит и к Апокалипсису Иоанна Богослова. Всадник с крестом в руках внимательно смотрит на вас. Окружающее его сияние-мандорла – символ Небесной Славы. Этот символ прикровенно указывает на то, что перед нами – Сам Спаситель. По сторонам от Него – посланные на землю ангелы с венцами в руках. Они направляются к воинам: пешим, конным, держащим путь навстречу своей судьбе, своему долгу, своему спасению и небесной награде. Сколько таких воинов, не щадя живота своего сражались за Россию в разные эпохи»!

Нашли свое место на стенах храма и образы русских преподобных – воинов духовной битвы. Их ростовые фигуры в окружении узнаваемых родных пейзажей говорят о единстве истории Отечества, в ткань которой каждый вплетает свою нить: воин – служением, монах – молитвенным стоянием перед Творцом. И наконец – Воинство Небесное: сонм Ангелов с распахнутыми крыльями и копьями в руках, защитников и заступников Святой Руси.

Мастера ХППЛ «Домострой» выполнили и уникальные элементы металлического декора нижней церкви Воинского храма. Образ Тайной Вечери в конхе алтаря украсился не имеющим аналогов окладом из латуни. Он подобен басменному – но басма обычно применяется для оформления икон. Здесь же рельефный металл использован
в монументальном искусстве, на стене. Техника его исполнения, имитирующая традиционную для храмов басму, на самом деле является выколоткой (дифовкой). Высокая холодная вытяжка металла с промежуточным отжигом (отпуском) позволяет создать особенно высокий, выразительный рельеф. Этот прием впервые использован в  оформлении стенописи. Взор молящихся привлекают и металлические ризы, которыми ХППЛ «Домострой» украсил иконы. Декор из металла дарит интерьеру Владимирской церкви единство с общим художественным решением храмового комплекса, в котором
присутствует много металлических элементов, а традиционная православная эстетика органично взаимодействует с воинской символикой.

 

Предприятие «Домострой»

Художественно-производственное предприятие Лаврентьевых работает с начала 1990-х годов и занимается благоукрашением храмов. В 1997 году оно получило благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Специализация проектно-производственного предприятия «Домострой» – создание уникальных изделий из дерева, камня, мозаики, металла. «Домострой» имеет собственные производства в Москве и Муроме, где трудится профессиональная команда проектировщиков, архитекторов, художников. Мастера создают иконостасы, киоты, церковную утварь, выполняют мозаики. Работа ведется как вручную, так и на современном высокотехнологичном оборудовании. Создаются комплексные проекты храмового убранства. Предприятие занимается реставрацией памятников истории и культуры.

На счету предприятия такие знаковые объекты как Казанский собор г. Казани, Валаамский монастырь, храм Новомучеников в Сретенском монастыре, Кафедральный собор Пресвятой Троицы в Париже, а также другие многочисленные соборы, скиты и подворья монастырей.

Управляют компанией Алексей Николаевич Лаврентьев и два его сына, Александр и Илья.

Благодаря опыту, профессионализму и ответственному подходу к любому делу ХППЛ «Домострой» достигло значительных успехов и заняло достойные позиции в соответствующем сегменте рынка.

 

ООО «Домострой»

ХПП Лаврентьевых

+7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08

dpatr.ru