Новизна должна быть органичной. Беседа с архитектором Дмитрием Пшеничниковым

Проект храма свв. Кирилла и Мефодия при МГУ

 Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия при главном здании МГУ обещает стать событием в архитектурной жизни столицы. Относительно него ведется немало споров. Мы побеседовали с автором проекта архитектором Дмитрием Пшеничниковым.

 

-Дмитрий Владимирович, расскажите, как концепция храма связана с его принадлежностью главному ВУЗу России?

- Строительство храма при МГУ было инициативой профессорского состава. Его Святейшество поддержал это начинание и поставил настоятелем общины протоиерея Иоанна Лапидуса. Батюшка обладает большим опытом: он служил в ЮАР, в Швейцарии, преподает в МГУ и в Московской Духовной академии, является кандидатом богословия. Уже возведен малый храм-часовня, где совершаются службы. Мы с о. Иоанном четыре года плечом к плечу бьемся за создание этого храма. К сожалению, доброе дело встречает на своем пути немало противодействий и искушений. Храм посвящен равноапостольным Кириллу и Мефодию – святым, которые дали нам письменность, создали базис для развития образования и науки славянских народов. Он должен стать не просто местом молитвы, но и духовным центром, связующим звеном между Церковью и научным сообществом – такова задумка о. Иоанна Лапидуса.

 

Изначальный проект храма свв. Кирилла и Мефодия при МГУ, от которого пришлось отказаться

- Какие помещения будет включать в себя духовный культурный центр?

- В нем предусмотрен музей, экспозиция которого будет рассказывать о преподавателях и выпускниках МГУ: Новомучениках, священнослужителях, верующих ученых, которые своими трудами укрепляли единство веры и науки. Помимо этого, в культурном центре планируется создать издательский отдел, а также конференц-зал. Это будет место, где профессора, преподаватели, верующие студенты смогут встречаться, собираться, обсуждать насущные вопросы.

 

- Облик храма очень яркий, радостный. Какие идеи, смыслы заложены в нем?

- Во-первых, мы обращаемся к русской архитектуре конца XVI – начала XVII века. Этот период – время наиболее яркого проявления нашего национального зодчества. Его пиком стал храм Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного. Кстати, не все знают, что зодчие Барма и Постник, построившие его, были родом из Пскова. Мы представляем Псковский стиль как нечто строгое, сдержанное. Собор Василия Блаженного полностью выпадает из этих представлений. Основоположник МГУ, Михаил Васильевич Ломоносов, был родом с Русского Севера, и, предполагаю, черты шатрового зодчества XVII века были ему близки. Кстати, при Ломоносове велась дискуссия о том, откуда пошла Русь, и он четко заявлял, что история России имеет свою самобытность, она не западная, она наша, национальная. Эту мысль мы подчеркиваем архитектурным решением возводимого храма.

- При работе над проектом храма его облик существенно менялся?                                           - Мы 4 года занимаемся этим проектом. История согласования проекта этого храма получается длительной и очень непростой. Довольно скоро стало понятно, что параметры, заложенные в ГПЗУ, не позволяют сделать храм таким, каким он должен быть. В Главном здании МГУ обучается 40 000 человек. Если хотя бы десятая часть из них православные – в храм придет 4000 студентов. А еще преподаватели, еще местные жители – храмов поблизости МГУ нет. Мы задумали храм трехпрестольным, рассчитанным на полторы тысячи человек. Духовный центр поместили в двухэтажном стилобате. Проект был представлен Святейшему и понравился ему. Но на конечном этапе Москомархитектуры категорически отказалось пойти нам навстречу, и мы были вынуждены сильно изменить проект. Изначально храм вместе со стилобатом должен был иметь высоту 85 метров. Рядом с ним стоит здание ФСБ высотой сто с лишним метров, и храм с задуманными нами параметрами смотрелся бы там вполне гармонично. Но нам пришлось ограничиться 47-ю метрами, убрать стилобат. Площадь храма тоже сократили, теперь его вместимость составляет тысячу человек. К слову, в Санкт-Петербурге сейчас принимают регламент, согласно которому высота храмов не нормируется. От лица Совета по храмовому зодчеству мы обратились к Главному архитектору Москвы с просьбой принять подобное решение и для Москвы. Я не раз сталкивался с тем, что с градостроительной точки зрения надо делать храм выше – в соответствии с высотой окружающих зданий, с имеющимися пропорциями – а регламент не позволяет. На чем основан этот регламент, неизвестно. Развитию этой дискуссии способствовал наш проект.

 

- Не было ли соблазна придать храму ультрасовременный облик, все же МГУ – это кластер современной науки, технологий?

- Мы осмысленно не идем по пути модернизма, не ищем искусственно новые черты в архитектуре. Новое и так неизбежно появится во внутреннем убранстве ради его функциональности. Стремление оттолкнуться от своего, отечественного, чтобы усвоить западное, в русском церковном зодчестве уже было, и оно было пережито, осталось позади. В XVIII веке мы заимствовали западную культуру, актуальную на тот момент, но глубоко светскую по духу: барокко, рококо, ампир... А потом в это наигрались, и пришло понимание, что у нас есть свои национальные корни. Они стали проявляться в проектах К. Тона, построившего, в частности, Храм Христа Спасителя, в творениях таких потрясающих зодчих как Косяков, получили развитие в русском модерне начала ХХ века. Это было осмысленное обращение к нашим национальным корням, традициям, особенностям. Поэтому мы не стремимся к искусственному привнесению новизны, но используем те новые технологические возможности, которые отвечают духу православного храма.

 

Внутреннее пространство храма Всех святых в Страсбурге, построенного по проекту арх. Д. Пшеничникова

- Как это осуществляется?

- Мы пойдем по тому же пути, по которому шли при проектировании храма в Страстбурге. Мы создавали его таким, чтобы он казался кусочком России, перенесенным во Францию. Внешне храм этот имеет черты русской шатровой архитектуры XVI – XVII веков, а внутри за счет использования современных материалов, монолитного железобетона мы воплотили необычные пространственные формы. Здесь будет тот же подход. Храм св. Кирилла и Мефодия просторный, он увенчан колокольней (архитектурный тип «храм иже под колоколы») и многоглавием. При решении его несущих монолитных конструкций появятся необычные формы, современные черты. Помимо этого, мы предполагаем использовать некоторые новые технологии. Световые трубы позволят нам осветить пространства под колокольней и два подземных этажа, в которых нам пришлось поместить культурный центр. Благодаря этому в нем будет дневной свет. Мы используем современные системы энергоэффективности, отопления. Приглашаем к участию в строительстве храма специалистов из МГУ, чтобы они предложили свои инновационные решения.

 

- Насколько я знаю, купола храма будут сочетать традиционность и инновацию.

- Предполагается, что у церковных главок будет богатая цветовая гамма, плюс они будут подсвечиваться в зависимости от праздника. Эту идею я заимствовал у архитектора Андрея Оболенского – он применил ее при строительстве Никольского храма в Паршинской пойме. На Пасху купола подсвечиваются красным, на Троицу зеленым и т.п. Купола с подсветкой в вечернее время будут создавать интересную световую композицию, это будет новизна, но – органичная.

 

План кровли храма с 27 куполами по количеству книг в Новом Завете

- И будет этих куполов целых 27...

– По числу книг Нового Завета. Такого еще не делали. Когда храм уменьшился по высоте, он как бы прижался к земле, и, чтобы нейтрализовать этот эффект, мы сделали его многоглавым. Так родился еще один образ, который мы вкладываем в этот проект: образ затейливой витиеватой древнерусской вязи со сложным ажурным рисунком. В чертах храма, в архитектуре закомар, в прочих его деталях присутствует эта ажурность. Еще одной нашей задачей была некоторая корреляция очертаний храма с главным зданием МГУ на Воробьевых горах.

 

- Когда же храм будет построен?

- Сейчас проект проходит согласование в Москомархитектуре. Если не возникнет серьезных проблем с финансированием, то до конца года мы пройдем стадию проекта и в начале 2022 года приступим к строительству. Надеюсь, что в течение 5 лет храм будет возведен.

Беседовала Алина Сергейчук

 

P.S. Дмитрий Пшеничников - лауреат Государственной премии, член Экспертного совета по архитектуре, искусству и реставрации при священном Синоде, принимал участие в создании Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Среди работ мастерской Дмитрия Пшеничникова: комплекс храма Воскресения Христова в Катыни, храм
Всех святых в г. Страсбург, храм блгв. кн. Александра Невского на ул. Трофимова в Москве, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в Свято-Троицком Творожковском монастыре в Псковской области, деревянная церковь Вознесения в деревне Ляды Псковской области, храм свт. Тихона Задонского на
подворье Снетогорского монастыря в Псковской области, храм в честь иконы Смоленской Божией Матери в деревне Творожково в Смоленской области и еще множество каменных и деревянных храмов. А еще – терминал D аэропорта Шереметьево, проект аэропорта «Херсонес» в Севастополе, проект космопорта и города при космодроме «Восточный» и
еще множество общественных и частных зданий, построенных в самых разных архитектурных стилях, от великолепного ампира до ультрасовременного блобизма.

Архитектурная мастерская «Дмитрий Пшеничников и партнеры» +7 (985) 444-47-84 arch-dp-p@list.ru, dp-partners.ru