Гармония многопрестольного храма

Как и все в Церкви, обычай строить храмы, состоящие из нескольких приделов, имеет глубокое духовно-символическое значение. Он позволяет создать некую проекцию Горнего мира, некое зашифрованное послание, прославляющее Творца, а иногда – говорящее о конкретных событиях Его Промысла.

 

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня в Иерусалиме имеет множество малых приделов, посвящения которых последовательно раскрывают Крестный путь Спасителя: придел Разделения риз, Тернового венца, Снятия со Креста и др. Помимо этого, там есть приделы, посвященные дальнейшей истории Церкви: святой Елены, Обретения Креста и др. Подобные приделы устроил в соборе своего Новоиерусалимского монастыря и Патриарх Никон. Одни из них представляют собой небольшие молитвенные помещения, другие выделены лишь символической нишей с престолом.

 

Собор Василия Блаженного

Центральная часть иконостаса церкви Покрова собора Василия Блаженного

Яркий пример многопрестольного храма – собор Василия Блаженного на Красной площади. Он в своем роде уникален, поскольку, в отличие от большинства храмов, не имеет главного фасада и основного придела. Каждый его придел представляет собой самостоятельную маленькую церковь. Большинство многопридельных храмов представляют собой единое здание, разделенное на нефы или иные помещения. Собор Василия Блаженного состоит из девяти столпообразных храмов, вместе уподобляющихся некоему величественному букету. Это единство самодостаточных единиц не может не напоминать о тайне Пресвятой Троицы, Лица Которой неслитны и нераздельны. Как здесь не подумать о том, что Красная площадь во времена построения собора именовалась Троицкой, а на месте собора в древности стоял Троицкий храм, по которому и Покровский собор первое время нередко называли Троицким. Может быть, в этой аналогии заключена одна из тайн знакового для России храма, в комплекс которого входит и Троицкий придел.

В посвящении приделов собора Василия Блаженного видится удивительная синергия воли человеческой и Промысла Божия. Иоанн Грозный, построивший храм, задумывал его одновременно как образ Небесного Иерусалима и как памятник походу на Казань. Победа была одержана на следующий день после праздника Покрова, в день святых Киприана и Иустины. В том, что храм посвящен Покрову Божией Матери, видится и напоминание о дате, и нечто более глубокое: мысль о том, что Богоматерь – «Взбранная Воевода Победительная» – предводительствует русским воинством. Святым Киприану и Иустине и другим угодникам Божиим, в дни которых совершились главные события похода на Казань, посвящены приделы храма. Особенно интересно посвящение одного из них Великорецкому образу святителя Николая. Никольских храмов на Руси много, но почему именно Великорецкий? – Ответ коренится в истории образа. Обретенную в 1555 икону Иоанн Грозный приказал пронести по русским землям в знак единства Православной Руси.

Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим Покровского собора на Рву. Эта церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского.

Собор Покрова на рву задумывался как манифест Русского Царства, благословленного Богом и являющегося преддверием Царства Небесного. Но Господь внес Свою коррективу в эту стройную историко-философскую программу. Напомнил, что «Последние будут первыми». В народном восприятии Собор Покрова на рву, выпестованный Грозным царем, обрел новое имя – в честь юродивого, ходившего полунагим и чуждавшегося мирской славы.

В последующие века в подклет Покровского собора были перенесены престолы 13 или 14 упраздненных храмов, ранее стоявших на Красной площади вдоль рва. По одной из версий эти храмы когда-то были построены в память казненных на этом месте за некие преступления людей их близкими. По другой – их возвели торговцы, чьи лавочки стояли на площади. В любом случае, к посвящениям Покровского собора, несущим в себе государственническую мысль Иоанна IV и неотмирность блаженного Василия, добавилась память о простых смертных, возводивших на главной площади Первопрестольной свои малые церквушки.

Собор Василия Блаженного в древности воспринимался как алтарь Москвы, его яркие, праздничные фасады выполняли функцию своеобразного иконостаса. В XVI – XVII столетиях были распространены торжественные молитвенные шествия. Наиболее известное из них – Шествие на осляти, совершавшееся в день Входа Господня в Иерусалим. Патриарх, знаменуя собой Христа, ехал на «осляти», которого вел под уздцы Царь. Шествие выходило из Успенского собора Кремля и направлялось к собору Василия Блаженного. Здесь царь и духовенство входили в храм – как в некий алтарь, а большинство народа оставалось молиться на площади.

Царские врата церкви Варлаама Хутынского Покровского собора В честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III был наречен в предсмертном постриге, т.к. он особо почитался как покровитель царского рода. Этому святому молился он, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич.

Внутреннее убранство Покровского собора было многократно реконструировано. И все же, проходя по его приделам, понимаешь, сколь искусны были древнерусские мастера, создававшие стенописи, благодаря которым храм похож на драгоценный расписной ларец, выкладывавшие полы и входные группы из узорного кирпича. И конечно – иконостасы. Тябловые, украшенные многоцветными орнаментами, они идеально вписываются в камерные помещения. У каждого из храмов комплекса – свои особенности. Например, в церкви прп. Варлаама Хутынского Царские врата смещены вправо, а в церкви свт. Григория Армянского – влево, поскольку их помещения имеют ассиметричную форму.

История убранства храма Василия Блаженного вносит свою ноту в полифонию его символических смыслов. Сюда были перенесены иконы и целые иконостасы из упраздненных старинных храмов. Так, в приделе Входа Господня в Иерусалим сохранился перенесенный сюда в 1770 году иконостас Александро-Невского собора, который когда-то был в Московском Кремле. Четырехъярусный, украшенный декоративными резными деталями и позолоченными накладками, он весьма самобытен. Иконы нижнего яруса этой алтарной преграды повествуют о Сотворении мира – редкий случай в истории церковного убранства.

Иконостас для церкви Василия Блаженного создан в 1895 г. по проекту архитектора А. Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI в. и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII в.

В Покровскую церковь собора в 1770 году был перенесен иконостас упраздненного тогда же Черниговского собора Кремля. Яркий и праздничный, устремленный вверх иконостас в стиле барокко вписался в пространство древнего шатрового храма. И вновь обратимся к символике посвящений: в собор, и без того, кажется, вобравший в себя полноту русской истории, пришел иконостас, который напоминает о первых русских страдальцах от ордынских захватчиков – благоверном князе Михаиле Черниговском и боярине Феодоре.

Интересно, что один из приделов собора в свое время был переосвящен по желанию крупного благодетеля. В память об этом осталась икона святителя Иоанна Милостивого в иконостасе придела свт. Григория. Ее пожертвовал купец Иоанн Кислинский, делавший крупные вклады на содержание собора в конце XVIII столетия. Духовенство пошло навстречу купцу, и придел был переосвящен. Но позднее ему все же возвратили прежнее посвящение. Схожая история произошла с приделом святых Киприана и Иустины: в 1786 году его переосвятили в честь мучеников Адриана и Натальи по желанию Натальи Михайловны Хрущевой, на средства которой он был отремонтирован. Но история возвратила и этому малому храму его изначальное имя. Памятью о Хрущевой остался великолепный позолоченный иконостас в стиле классицизм.

 

Храм Новомучеников в Бутово

Иконостас Успенской подземной церкви Зачатьевского женского монастыря г. Москвы. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Тщательно продуманная духовно-символическая программа посвящения приделов храма присуща и некоторым из современных храмоздателей. Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне состоит из двух церквей: верхней и нижней. Собственно Новомученикам посвящен нижний храм, стенопись и убранство которого напоминают о Крестном подвиге Христа и верных Ему страдальцев. Верхняя же церковь комплекса – светлая и радостная – посвящена Воскресению – вершине, к которой ведет суровый крестный путь. Это настроение выражено и в эстетике иконостасов: сдержанного, лаконичного – в нижнем храме и более декоративного, торжественного – в верхнем.

 

Собор Зачатьевского монастыря

Иконостас придела собора Зачатьевского женского монастыря г. Москвы. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Пример многопрестольного храма, возведенного в наши дни, – собор женского Зачатьевского монастыря г. Москвы. Помимо высокого и просторного главного придела, он имеет еще 4 боковых и два подземных. Посвящения их продуманны и символичны. Подземный придел преподобных отцов и матерей напоминает о сути монашеского подвига. Подземная же церковь Неопалимой Купины и Казанский придел – память о когда-то существовавших в обители храмах. Димитриевский придел освящен в честь небесного покровителя ктитора монастыря. Придел преподобных Иулиании и Евпраксии хранит память о святых основательницах обители. Придел благоверной княгини Иулиании Вяземской освящен в честь небесной покровительницы игумении обители. Наконец, придел святых Киприана и Иустины несет в себе мысль о единстве Православия в мире – недаром в нем находятся иконы редких для России кипрских святых. Напоминает он и о соборе Василия Блаженного – и не только своим посвящением. Иконостас придела, созданный мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры, своей эстетикой и конструкцией напоминает алтарные преграды XVII века, украшающие собор Покрова на рву. И, как и в Покровском соборе, здесь нет двух одинаковых иконостасов – но вместе они составляют гармоническое единство.

 

Алина Сергейчук

 

Свято-Троицкое братство г. Щигры +7 (495) 778-37-36 www.shigri.ru

 

 

.