Как элитарное искусство стало народным промыслом

Житийная икона св. Димитрия Ростоского. Ростовская финифть. Художник Смирнова Л. В. 2009 г.

Ростовская финифть – исторический народный промысел нашей страны. Но создание финифти – процесс технологически сложный, требующий высокотемпературного обжига и немалого художественного искусства. Как же сложное, элитарное ювелирное искусство стало народным промыслом? Этот исторический процесс связан с именами двух прославленных в лике святых ростовских архиереев: святителя Димитрия Ростовского и священномученика Арсения (Мацеевича), пострадавшего за бескомпромиссное противостояние политике Екатерины II по подчинению Церкви государству.

Ростов Великий – всемирно известный центр эмальерного дела. Эмали на Руси появились еще в XII столетии, но это изысканное искусство было утеряно в годы татаро-монгольского ига. Возрождение началось лишь в XVIII веке, когда перегородчатыми и выемчатыми эмалями украшали церковную утварь и посуду для царских и боярских хором. Финифть – расписная эмаль – была изобретена в Европе в середине XVII столетия и некоторое время спустя пришла на Русь. Расцвет расписных эмалей в Ростове Великом пришелся на XVIII столетие, сложное и неоднозначное для церковного искусства.

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Можно провести интересную параллель: в Европе знаменитым центром эмальерного дела является французский Лимож, а у нас – Ростов Великий. В обоих городах развитие этого самобытного и декоративного искусства было связано в первую очередь с церковным благоукрашением. В Лиможе эмальеры трудились при монастыре. В Ростове первая мастерская была создана при архиерейском доме. Затем главными заказчиками эмалей стали монастыри. Стоит ли говорить, что главной темой миниатюр была Священная история, изображения угодников Божиих. Самый ранний предмет, украшенный расписными эмалями, дошедший до наших дней – богослужебное Евангелие, отпечатанное в Москве в 1748 году, которое экспонируется в Музее финифти Ростовского кремля. В XVIII веке в Ростове эмалевая миниатюра фактически сделалась одной из техник иконописания. Ею занимались профессиональные иконописцы, многие из которых были священнослужителями или монашествующими.

Импульсом для развития эмальерного дела в Ростове Великом послужила канонизация святителя Димитрия Ростовского – первого святого, прославленного после петровских преобразований. К его мощам, почивающим в Спасо-Яковлевском монастыре, стали стекаться многочисленные паломники, от простонародья до представителей высшей знати. Они жертвовали на монастырь и в свою очередь стремились увезти оттуда нечто на благословение. В соответствии с этим запросом в Ростове стало развиваться церковное искусство разного уровня: от изделий для широкого потребителя  до изысканных элитарных работ. Местные архиереи поддерживали тесную связь со столичными благодетелями и архипастырями, бывали в столицах, и в Ростов быстро приходили новинки церковного искусства того времени.

Священномученик Арсений (Мацеевич) в заключении

Не все знают, что канонизация святителя Димитрия Ростовского была осуществлена по инициативе митрополита Арсения (Мацеевича). Он же завел эмальерную мастерскую при Ростовском архиерейском доме. Между тем, митрополит Арсений – довольно самобытная фигура в российской истории, по понятным причинам незаслуженно забытая широкими кругами верующих. Горячо радея о Православии, он был миссионером на севере, полемизировал со старообрядцами, а приняв епископский сан, не убоялся открыто противостоять светским властям, когда те притесняли Церковь. Он писал о необходимости восстановить упраздненное Петром I Патриаршество, заявлял о неканоничности синодального управления. Окончательный разрыв со светскими властями произошел, когда святитель Арсений анафематствовал сторонников секуляризации церковных земель. Он был арестован и заключен в тюрьму, лишен сана и даже монашества. Священномученик закончил свои дни в заточении. Ныне он прославлен в лике святых. Еще будучи ростовским митрополитом, владыка Арсений всячески способствовал развитию церковных искусств. Эмальеры, трудившиеся в Ростове по его благословению, создавали богослужебную утварь, украшения для облачений. Одними из первых их работ были образки свт. Димитрия Ростовского, почитавшегося митрополитом Арсением. Преемник опального владыки епископ Афанасий (Вольховский), скорее всего, тоже поощрял эмальерное дело: при нем ризница Ростовского архиерейского дома обогатилась новыми эмалевыми миниатюрами. Последующие владыки также охотно пополняли церковные ризницы и благословляли верующих произведениями ростовской финифти.

Рака с мощами свт. Димитрия Ростовского. Работа мастеров фабрики "Ростовская финифть"

С годами эмальерное дело осваивалось все большим числом людей, и параллельно с искусством стало развиваться ремесло. Мастера из народа создавали недорогие иконки: и нательные, и домашние. Массовое направление развивалось и в более крупных мастерских, поскольку недорогие образки были широко востребованы посещавшими Ростов паломниками. Спасо-Яковлевский монастырь стал одним из главных заказчиков финифти, которая приобреталась им и для украшения богослужения, и для реализации паломникам.

В наши дни наследником искусства и хранителем народного промысла ростовских эмальеров является фабрика «Ростовская финифть». Это одно из немногих предприятий в мире, где в наши дни создаются предметы, украшенные эмалью. Значимое место в работе фабрики занимает церковное направление. Мастера создают произведения, рассчитанные на заказчиков с различными возможностями: от многосложных драгоценных икон, каждая из которых достойна стать украшением архиерейского кабинета или подарком самому строгому ценителю церковного искусства, до достаточно доступных, но изящных и тонко прописанных образков. Евхаристический набор, украшенный эмалью, финифтяные дробницы на облачении, богослужебное Евангелие в эмалевом окладе – едва ли не непременные атрибуты кафедрального собора.

Владимирская икона Божией Матери. Работа мастеров фабрики "Ростовская финифть"

Мастера фабрики «Ростовская финифть» являются иконописцами высокого уровня – с тем лишь отличием, что их работа осложняется особенностями эмальерной техники. Художественная эмаль состоит из нескольких слоев, каждый из которых подвергается обжигу при высоких температурах. Малейшая ошибка способна погубить труд многих дней. Но результат стоит затраченных усилий: иконы, написанные в технике финифти, в окладах, украшенных перегородчатой эмалью и каменьями, являются произведениями живописного и эмальерного дела одновременно. Они долговечны и изысканно красивы. Всмотримся в лик Владимирской Богоматери, икона которой вышла из под рук ростовских мастеров. Мягкость линий, плавные переходы тонов... Величие Царицы Небесной и трепетность Матери, бережно держащей в руках Сына. Все это удалось передать искусству художника, а глубина тонов эмали и декоративность орнаментов усилили эффект.

Наталия Зубкова

 

Опасайтесь подделок! Фабрика «Ростовская финифть» – официальный продолжатель народного промысла ростовских расписных эмалей. Это производство высокого технологического уровня, где трудятся настоящие специалисты. Приобретая их продукцию, вы гарантированно получаете качественные изделия достойного художественного уровня. Качество работ непроверенных организаций нередко вызывает нарекания. Будьте внимательны при покупке. +7 (48536) 7-59-10 finift-nhp.ru
Опасайтесь подделок! Фабрика «Ростовская финифть» – официальный продолжатель народного промысла ростовских расписных эмалей. Это производство высокого технологического уровня, где трудятся настоящие специалисты. Приобретая их продукцию, вы гарантированно получаете качественные изделия достойного художественного уровня. Качество работ непроверенных организаций нередко вызывает нарекания. Будьте внимательны при покупке. +7 (48536) 7-59-10 finift-nhp.ru