Головоломка для художника. Из опыта мастерской ТИП-Икон

Мастерская ТИП-икон известна своими работами по росписи православных храмов. И так уж складывается, что многие из этих храмов имеют архитектуру, отличную от традиционных форм церковного зодчества. Чтобы украсить их стенописью, от художников требуются особые смекалка и профессионализм.

Вековая традиция православной иконописи знает, какие образы написать на своде храма, какие – в парусах. Но что делать, если потолок храма плоский, и свода попросту нет? Или свод не округлый, а состоящий из находящихся под углом друг к другу поверхностей? Однако храму с недостатками архитектуры качественная стенопись особенно нужна!

Именно такая история произошла в Свято-Георгиевском храме станицы Новобейсугской Краснодарского края. Когда-то в этом казачьем поселении стоял величественный многоглавый храм с высокой колокольней и сложной, четко выверенной архитектурой. Безбожные годы не пощадили святыню: она была разрушена, на месте храма разместился клуб. В наши дни в станице вновь возвели церковь в честь великомученика Георгия, так любимого казаками. Прихожане строили церковь в соответствии со своими возможностями, сделали все, что могли. Признаться честно, впервые приехав сюда, мастера всплеснули руками: «Да здесь невозможно что-то сделать»! И это – несмотря на солидный опыт работы мастеров «ТИП-Икон» на самых сложных объектах.

Глаза боятся, а руки делают. За 9 месяцев Свято-Георгиевский храм был расписан, причем художники «ТИП-Икон» сумели превратить некоторые из его сложных особенностей в «изюминку» росписи. Площадь стенописи составила 345 квадратных метров. Обычно с таким объемом работы мастера ТИП-Икон справляются за 5-6 месяцев, но здесь потребовался особый подход и более длительное время. К каждому фрагменту стен и сводов храма, «украшенных» гипсокартонными конструкциями (профессионалы поймут, что это такое!), потребовался особый подход. К примеру, часть светового барабана храма представляет собой восьмигранник; шатровый купол также имеет ребра, на которых невозможно начертить окружность, не подчеркнув их. Мастера нашли решение: спрятали углы за крыльями Серафимов в куполе и растительными орнаментами между окнами. В результате купол и световой барабан визуально стали более традиционными – округлыми и соединились в единое целое с нижней, цилиндрической, частью барабана. Еще пример: узор, обрамляющий конху алтаря, выглядит как единое целое. На самом же деле, сам орнамент выполнен в конхе, а нижняя его опушь – на верхней кромке бортика апсиды, который, в свою очередь, закрывает ступень с разницей выступа от 7 до 15 см. Некоторые из фрагментов жития вмч. Георгия разместились в углах здания: например, святой Георгий на одной стене, а допрашивающий его царь-гонитель – на другой. Это решение помогло придать композиции объема и динамики.
А ведь начиналась работа не только с раздумий над проектом, но и с устранения недостатоков стен: шпатлевки трещин и отверстий от саморезов, закрашивания старой окраски, с переделки откосов окон. Сегодня сложно представить это, видя на церковных стенах выразительные каноничные образы: сюжеты из жития великомученика Георгия; Богоматерь, Которой предстоят воспевающие ее святые песнописцы; Спас на троне. На небольшом по площади своде купола разместился Животворящий Крест, окруженный огненными херувимами; узкие пространства между прямоугольными окнами в барабане «заиграли», украсившись тонко прописными орнаментальными композициями. Со свода алтаря взирает Богоматерь, молитвенно воздевшая руки. Темно-синие фоны, золотые нимбы, бордовые и светло-оливковые пояса, украшенные традиционными орнаментами… Входя в Георгиевский храм, вы погружаетесь в атмосферу православной традиции.

Мастерская ТИП-Икон не даром получила свое название. Ее художники работают в строго канонической манере, ориентируясь на стилистику древнерусской живописи. Используют натуральное сусальное золото 960 пробы, качественные краски отечественных производителей, не уступающие, а в чем-то и превосходящие импортные аналоги. Предприятие находится в Татарстане, в небольшом уютном городе Чистополь, но его художники объехали уже половину России, а созданные ими иконы покорили еще большие расстояния. Хабаровск, Тольятти, Краснодарский край, Башкорторстан – это лишь география недавних работ. Благодаря действительно доступным ценам, высокому качеству и добросовестному отношению к работе, заказы у них есть всегда.

 

P.S. "Когда я выбирал, кому доверить роспись храма, для меня было важно, чтобы художники были верующими людьми. Николай Бердников и его помощники именно таковы. И, конечно, нам были нужны настоящие специалисты. Наш храм очень сложен для росписи. Его строили на имевшиеся скромные средства, поэтому сейчас мы ведем реконструкцию: увеличили алтарь, заменили пол. Иконописцам пришлось работать с не совсем традиционными формами.

Заходишь в храм вмч. Георгия и видишь его житие, крест в куполе, ангелов, Богоматерь, пророков – все расположено на своих местах. И оттенки стенописи очень красивые. Некоторые хотят сделать роспись посветлее, как обои в домах, но руководитель мастерской «ТИП-Икон» Николай настаивал на том, чтобы выбрать фон потемнее – и действительно получилось красиво. Художники мастерской «ТИП-Икон» – люди ответственные, с ними хорошо иметь дело. И еще стоит сказать, что цены у них ниже средних при таком качестве работы. На время росписи храма нам не пришлось прекращать богослужения. У нас ни разу не возникло споров, трений: мы все полюбовно согласовывали. Если надо, они ждали или мы немного смещали время службы.

Всем прихожанам роспись понравилась. От себя хотел бы сказать, что эти иконописцы – просто золото, находка для священника!"

Иерей Виталий Петрук, настоятель храма вмч. Георгия в станице Новобейсугская

 

Мастерская "ТИП-Икон": + 8 (800) 250 18 91, + 7 (917) 868-03-30 admin@tip-icon.ru tip-icon.ru, vk.com/tip_icon