Священные образы в медальерном искусстве

Медальерное искусство позволяет создавать миниатюры с самыми разными сюжетами, в том числе и посвященными святым, а также событиям Священной истории. О том, как и почему рождаются такие произведения, мы побеседовали с Арт-Директором Императорского Монетного двора Заслуженным художником России Виктором Михайловичем Ерохиным.

 

- «Императорский монетный двор» создает медали с образами православных святых. Насколько традиционно для медальерного искусства обращение к религиозной тематике?

- Создание медалей с религиозными сюжетами, в частности с образами святых – довольно

распространенная практика. Такие медали выпускаются на монетных дворах всего мира, ведь значительная часть людей проявляют интерес к духовным ценностям. Они хотят иметь в личных коллекциях образцы, которые являются одновременно и художественными ценностями, и выражением их веры. Художественные медали, выполненные в долговечных и благородных металлах, в полной мере, отвечают этой цели. Конечно, надо четко понимать, что медаль — это не икона, а, в первую очередь, художественное произведение. Но само приобретение такой медали выражает нашу любовь к святому, надежду на его помощь, желание духовного общения с ним. Отсюда особый интерес к медалям с изображениями небесных покровителей, святых, к которым принято обращаться в различных жизненных обстоятельствах.

 

- Какова идея, миссия данного проекта?

- Создать образы почитаемых святых, художественно отобразить на медали известные сюжеты из православной истории – интересная и благородная задача для художника. Тема неисчерпаема и многогранна. Религиозные праздники, святые Таинства, чудотворные иконы, изображения небесных покровителей и библейские сюжеты являются духовным источником для художественного творчества и требуют особенного отношения к процессу своего создания.

 

- Вы используете в качестве источников вдохновения образцы древней мелкой пластики, медного и серебряного литья с церковными, библейскими сюжетами?

- Да. Сложились определенные территориальные школы по их изготовлению, каждая из которых имеет свои художественные особенности. Одним из источников развития медальерного искусства послужила богатая по декору и разнообразию сюжетов каменная резьба древнерусских храмов, а также церковная деревянная резьба Древней Руси. Разнообразные старинные нательные кресты также можно отнести к прообразам медальерного искусства религиозной тематики – ведь многие из них являются сложными и самобытными произведениями мелкой пластики. Конечно, влияние образцов древнерусского искусства на современное медальерное искусство довольно условно, но традиция явно прослеживается.

 

- Как рождается каждая медаль?

- В работе над любой медалью сначала прорабатываются различные варианты эскизов, которые создаются в соответствии с поставленной перед художником задачей. Продумывается композиционное решение, средства художественной выразительности будущего произведения. Решается, на чем будет делаться акцент; определяется соотношение декоративных элементов и основного образа. Современное медальерное искусство развивается. Появляются новые технологии, дающие интересные возможности для усиления художественных эффектов. Художник должен внимательно и чутко следить за новинками в области технологий, уметь грамотно  применять технические достижения. Это и цвет, и различные лазерные технологии, дающие новые поразительные возможности. Надо только правильно и творчески применять их для достижения поставленной цели.

 

- Отдельный вопрос – использование в современных медалях известных и почитаемых живописных икон.

- В силу специфики медальерного производства довольно сложно передать особенности того или иного художественного раритета. Такая задача и не стоит. Медаль должна лишь давать отсыл к известному источнику. Это может быть общее композиционное решение или фрагмент артефакта. Конечное решение определяется общей концепцией выпускаемой серии. Принимается коллективное решение, какие сюжеты войдут в композицию каждой медали. Будет ли это святой образ с житием, или мы сделаем акцент на что-то другое. Исходя из концепции, определяется и размер каждой медали, ее отделка и другие особенности художественной выразительности и производства.

 

- Многим полюбились медали с образом праведной Матроны Московской. Почему вы обратились к теме жития этой святой?

- Матрона Московская – одна из наиболее почитаемых святых в наши дни. Ее чтят, просят о помощи очень многие наши соотечественники. К мощам святой ежедневно приходят тысячи людей. Нам хотелось выразить и эту народную веру, и нашу собственную любовь к удивительной подвижнице ХХ века. Это наша дань почитания православной веры, которую мы выразили в своем искусстве. Мы выпустили медали разных размеров с ликом блаженной Матроны. Помимо наиболее распространенных и востребованных небольших вариантов, разработали сувенирные медали большого размера: весом 500 г. и один килограмм. Также наши художники создали медали, где св. Матрона изображена с житием: вокруг ее изображения располагаются миниатюры с сюжетами из жизни праведницы. Очень выразительно изображение события, с которого начались чудеса святой: ее крещение, когда будущая праведница, еще новорожденная, необъяснимым образом встала на ножки в купели и так стояла некоторое время. Медаль праведной Матроны из серии «Святые покровители и заступники» выполнена из серебра. На ее оборотной стороне мы поместили крест, венчающий собой купол храма. Вокруг него собрались молящиеся ангелы. Это напоминает о том, что Церковь – место, где вместе с нами и о нас молятся ангелы и святые. Помимо медали с иконой св. Матроны мы выпустили медали с изображениями преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца, исцелителя Пантелеимона, великомученика Георгия, апостола Андрея Первозванного.

 

- Не могу не обратить внимания еще на одну работу «Императорского монетного двора» – коллекцию «Отче наш». Расскажите о ней, пожалуйста.

- Серия медалей, покрытых золотом 999 пробы, посвящена очень красивой и сложной старинной иконе – памятнику иконописи, созданному в весьма изысканной и декоративной манере мастерами села Павлово-на-Оке в 1813 году. На ней мы видим сотворение мира и первые события после него: свержение с Небес сатаны, потерю Адамом и Евой Эдема. Композиция, решенная в темно-красных тонах, очень динамична. Бог-Творец на престоле из херувимов, ангелы, грехопадение праотцев… Каждая из медалей серии несет на лицевой стороне – аверсе один из фрагментов иконы, а на реверсе – начертание одного из стихов главной христианской молитвы, принесенной на землю Сыном Божиим. Медали «Отче наш» и «Праведная Матрона» изготовлены в коллекционном качестве чеканки из медного сплава. Их поверхность обработана до зеркального блеска в технологии «пруф-лайк» и покрыта золотом 999 пробы. Изображения на медали нанесены с помощью современной технологии тампопечати. Они яркие, красочные, что позволяет передать красоту подлинников икон, которыми мы вдохновлялись.

 

Беседовала Марина Клочкова

Императорский Монетный двор  Тел.: 8 (495) 974-29-02 imdvor.ru order@imdvor