Создание иконостаса для кафедрального собора поручено мастерской «Ширингуши»

Иконостас в Сретенском соборе г. Скопин, Рязанская область

Город Скопин в Рязанской области недавно стал центром епархии. В нем появился кафедральный собор, которым стала сравнительно небольшая Сретенская церковь. Храм нуждался в реставрации и создании достойного убранства. Создание иконостаса для него было поручено мастерской «Ширингуши». Об этой и других недавних работах нам рассказал Сергей Иванович Волков, руководитель мастерской.

 

- Работа над иконостасом кафедрального собора г. Скопин была непростой?  

- Мы начали ее два года назад. На труды в соборе нас благословил владыка Феодорит, тогда – епископ Скопинский и Шацкий. Когда мы пришли в этот храм, в центральном приделе не было ничего: создание внутреннего убранства только начиналось. Источником вдохновения послужил один мраморный иконостас, художественное решение которого мы адаптировали под дерево. Работа велась поэтапно. Сначала мы сделали два яруса, потом остальное. Это технически осложнило дело, еще и потому, что сложно было попасть в тон краски.

 

Фрагмент иконостаса Сретенского собора г. Скопин

- Художественное решение иконостаса дорабатывалось по ходу его создания.

- Изначально он задумывался гораздо скромнее, чем получилось в итоге. В частности, мы предложили владыке сделать иконостас на три метра больше, чем было задумано изначально, и он согласился. Долго искали облик Царских врат. В итоге получилось очень интересно: необычная сложная форма окон для икон, очень живописный нащельник, который закрывает зазор между створками. Навершие Царских врат украшено резьбой. Изначально мы думали сделать там медальон с надписью. Но владыка предложил поместить на медальоне голубя. Получилось весьма достойно. Мы согласовывали все элементы резьбы. В начале работы над иконостасом планировалось сделать ее достаточно аскетичной. Но потом мы увидели, что резьба нужна более богатая. И сделали так.

 

- А потом архиерей сменился...

- Да. Началась коронавирусная эпопея, и работу пришлось приостановить почти на год. За это время владыку Феодорита перевели – теперь он ректор Московской Духовной академии. А епископом Скопинским стал владыка Питирим. Было волнительно, как новый архиерей оценит наши труды. Я очень благодарен владыке Питириму за то, что он очень внимательно и вдумчиво подошел к делу и направил его в нужное русло. Владыка долго присматривался, тщательно взвешивал все за и против, потом мы с ним и с секретарем епархии отцом Антонием Русановым внимательно обсудили работу и ее перспективы. Я отчитался о проделанном, о затраченных средствах. Для завершения работ владыке удалось привлечь благодетеля. Теперь иконостас установлен, владыка Питирим доволен, владыка Феодорит тоже.

 

- А работа над убранством собора продолжается?

- Идет речь о создании киотов для икон. Дело в том, что изначально планировалось украсить алтарную преграду иконами академического письма. Два образа были написаны, но потом решение изменилось. Иконы заказали художнику Алексею Головкину из мастерской «Преображение» в Рыбинске, и они были созданы в каноническом стиле. Имевшиеся же ранее иконы в живописном стиле украсят храм, но будут стоять уже не в иконостасе, а в напольных киотах.

 

Районный центр Лысые Горы Саратовская область. Церковь Дмитрия Солунского

- В нашей прошлой беседе вы упоминали, что делаете иконостас для памятного храма, посвященного воинам и жертвам Великой Отечественной. Работа завершена?

- Да. Мы создали этот иконостас по предложению профессора МГУ Николая Михайловича Заварихина. У себя на родине, в деревне Куликовка Саратовской области он построил храм в память павших земляков. На его территории установили памятник с именами погибших, замученных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Николаю Михайловичу уже более 80 лет. Он руководит работой из Москвы, мы общались с ним только по телефону. При этом очень вдумчиво, дотошно подходит к делу, вникает во все: какой материал используется, почему мы склеиваем древесину, как золотим и т.п. Мы выполнили иконостас из дуба. Иконы изготовил методом печати Сергей Сергеевич Королев, он тоже у вас публикуется. Конечно, все участники проекта работали не ради прибыли. Мы очень рады, что удалось увековечить наших героев, за что я очень благодарен Николаю Михайловичу.

 

- Бывает, что приходится создавать предметы церковного убранства в дополнение к уже имеющимся. Это непросто.

- Недавно мы сделали киот для храма свт. Спиридона Тримифунтского в Саратове. Он должен был гармонировать с изящным белым резным иконостасом, созданным мастерской Игоря Шимякина. Мы откликнулись, и все получилось. Правда, с этим киотом произошел случай, который стоит учитывать, и не только нам. Было принято решение не покрывать его лаком. Но по завершении работ прихожане стали столь усердно прикладываться к иконе, которую поместили в киот, что краска стала стираться. Пришлось все же применить лак. Мы всегда берем на обслуживание свои работы, так что сразу пришли на помощь. Но, кстати, и лак со временем стирается. Есть еще один вариант – использовать не мебельный, а автомобильный лак, его стереть сложнее, но тут есть свой недостаток. Если дерево деформируется, например, из-за сильного намокания, то лак отойдет вместе с позолотой, как яичная скорлупа. Впрочем, такое бывает довольно редко.

 

Киот в храме свт. Спиридона Тримифунтского в г. Саратов

- Насколько я знаю, мастерская «Ширингуши» выполняет и позолотные работы?

- Да, покрываем сусальным золотом иконостасы, киоты, утварь. А минувшим летом позолотили главку Преображенского собора в Рязани. За эту работу митрополит Марк наградил нас (ЧЕМ? Название награды). Еще одну интересную позолотную работу выполнили в одном из храмов поселка Рыбное Рязанской области. Его настоятель сам отлил иконостас из гипса. Это очень творческий батюшка, они с семьей сами пишут иконы, создают церковную утварь. Об них мы еще расскажем подробнее. Так вот, нам было предложено позолотить этот гипсовый иконостас. Потом мы позолотили еще киоты и готовимся приступить к золочению деревянного аналоя, который они тоже сами изготовили.

 

Беседовала Наталия Зубкова

Художественная мастерская «Ширингуши» +7 (927) 644-01-17
Художественная мастерская «Ширингуши» +7 (927) 644-01-17