Крест и иконография

Крест "Валаамский". Оборотная сторона. Работа мастерской Юрия Федорова

Нательный крест может нести на себе сложные иконографические сюжеты, наполненные глубокими богословскими смыслами. Среди работ мастерской Юрия Федорова есть кресты, посвященные святым местам, православным праздникам. Обращается мастер и к редким сюжетам, родившимся в Древней Руси и с трудом понимаемым нашими современниками. Об их духовной сути Юрий Анатольевич Федоров рассказал читателям нашего журнала.

 

- Кресты Вашей мастерской: «Русский Афон», Санкт-Петербургский, Венский, крест «Успение» с собором Псково-Печерских святых объединены некой общей идеей?

- Они продолжают традицию евлогий, паломнических святынь. Я ратую за то, чтобы в святых местах паломники могли приобрести специфические евлогии – благословения, характерные именно для них. Таких концептуальных крестов-евлогий у меня довольно много. Например, крест «Русский Афон» является евлогией Свято-Пантелеимонова Монастыря и посвящен тысячелетию пребывания наших монахов на Святой Горе.  Валаамский крест создан по просьбе священноначалия Валаамского монастыря, и в нем раскрывается идея, дух этой обители. Каждый монастырь связан с конкретными святыми, со святынями, праздниками, которым посвящены его храмы. К примеру, на Валаамском кресте изображена икона Преображения. Икона на кресте приобретает особое значение, как я говорю, «крЕстализуется», потому что сам крест глубоко символичен. Сочетание креста и образа Преображения говорит о многом. О том, что в земной жизни Спасителя Преображение предшествовало Распятию: в тропаре праздника говорится, что Господь явил ученикам Свою славу, чтобы позднее, видя Его распинаемым, они не поколебались в вере. А для человека крест, распятие своего «ветхого человека» – это путь к спасению, обожению, к Фаворскому свету – то есть, к личному преображению и соединению со Христом. На обороте Валаамского креста мы видим образы, связанные с этим монастырем: Валаамскую  икону Божией Матери и предстоящих Ей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Валаамский крест имеет форму северных деревянных крестов, он словно вырублен топором. Его вертикальная балка расширяется от центра вверх и вниз, а горизонталь­ная – прямоугольна. Такая фор­ма, с активной и ярко выраженной вертикалью, символически говорит о связи земного пласта бытия с небесным.

 

Крест "Русский Афон"

- На старинных нательных крестах можно встретить необычные сюжеты. К примеру, Распятие, но вместе с Богоматерью Страждущему Христу предстоит не апостол Иоанн Богослов, а Иоанн Креститель. Что это – ошибка мастера?

- Многие исследователи характеризуют такие сюжеты, отличающиеся от иконных, как ошибочные, происходящие от неграмотности народных мастеров. Но на самом деле это закон мелкой пластики. На кресте невозможно уместить целое полотно стенной росписи или иконы. Поэтому ювелиры часто сочетали несколько сюжетов, чтобы высказать некую мысль. Это было богословски оправдано, не противоречило догматике. Мышление у людей было литургическим, тот же мастер-ювелир с детства видел росписи храмов – и в его мышлении они были, он сочетал их смело и творчески. Описанный вами сюжет очень распространен на старинных крестах, а на иконе я его впервые встретил совсем недавно – изображение этого образа мне прислали из музея с просьбой охарактеризовать, что оно означает. Иоанн Предтеча и Пресвятая Богородица изображаются рядом с Распятием не скорбящими, как это бывает, когда Богоматерь предстоит Кресту с Иоанном Богословом, а в молении – тем самым, указывая на Распятого Христа как на Вседержителя. Крест превращается в Деисис. Я не раз писал о том, что Крест, распятие в иконографии – это не иллюстрация исторического события. И здесь мы видим не исторический, а духовно-символический пласт: зримое выражение веры в то, что и на Кресте Христос оставался Всемогущим Богом. Эта мысль многократно звучит в богослужебных текстах. В музее Рублева есть редкий крест такого типа: Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. И херувимы – обычно они занимают верхний регистр креста, а здесь находятся около нижней перекладины, у ног Господа, подчеркивая, что Крест – это Престол Божий: «поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно». Очень смелое решение! В верхней части этого креста изображен Вход Господень в Иерусалим – там, где обычно располагается надпись «Царь славы». Мысль о царственности Спасителя выражена не словами, а графически, ведь Вход в Иерусалим был своеобразным земным триумфом, когда Господа приветствовали как Царя. Встречается на нательных крестах и такое изображение: предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов, но вместо Распятия – Нерукотворный Образ или даже св. Никита Бесогон.

 

Св. Никита побивает беса

- Св. Никита – вместо Христа?!

- Образ Никиты Бесогона часто использовался как аллегория победы Спасителя над диаволом. Недаром этот святой изображается очень похожим на Христа. В иконописных подлинниках образ мученика Никиты так и описывается: «брада и власы, аки Спасовы». Древнее житие свидетельствует, что мученик Никита – сын императора Максимиана, который стал христианином. Он претерпел мучения за веру и был ввержен в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличии. Стал его хвалить за мужество, но посоветовал поклониться идолам, а потом и далее служить Христу. Никита усомнился в истинности его слов и стал молиться о вразулении. Тогда ему явился Архангел Михаил и велел испытать гостя. Никита и испытал его, побив своими оковами и обличив, что это не ангел, а бес. Нечистый исчез, а мученик некоторое время спустя был казнен за Христа. В древности св. Никиту воспринимали как защитника от нечистой силы, а значит, и от болезней – ведь недуги воспринимались как бесовское наваждение. Было много молитв ему, которые читались в разных нуждах. Мученик Никита был особенно почитаем, хотя есть и другие святые, которые вступили в прямую схватку с нечистыми духами – к примеру, великомученице Марине в темнице явился сам сатана, и она тоже отходила его своими веригами. Археологи даже находили кресты с Никитой, прибитые к дверям жилища. Потом в Православной Церкви это попритихло, а у старообрядцев осталось.

 

- Насколько я знаю, имени святого Никиты Бесогона нет в современном церковном календаре.

- Житие мученика Никиты апокрифическое, то есть исторически оно не подтверждено. В XVII веке его удалили из церковного календаря, и сегодня мученика Никиту Бесогона почитают только старообрядцы. Но апокриф о Никите очень знаковый, символичный и полюбившийся народу. Сцена побиения беса – хрестоматийная, поучительная для всех нас, ведь и нас искушают бесы. Кстати, именно крестом с образом Никиты Бесогона прп. Сергий Радонежский благословил прп. Павла Обнорского, этот крест находится в музее в Вологде. Церковное искусство – это искусство не исторического, а духовного реализма. Образ Никиты Бесогона по смыслу и датам связан с Крестом Христовым: 27 сентября Крестовоздвижение, а 28-го, в попразднство, Никита Бесогон. Крест иногда именуется «Аникит» – непобедимый, это слово есть в древних требниках, о нем напоминает надпись «NIKA» – «победа», которую мы часто видим на крестах. Поэтому образ Никиты связан с Крестом и со Христом. Существует даже иконография Тронного Христа и тронного Никиты, где и Спаситель, и Его угодник восседают на тронах, оба в доспехах, вооруженные, и попирают сатану. В Византии были храмы святой Ирины – Мира Господня, Софии – Премудрости Божией, они были посвящены не святым, а неким свойствам Бога. А тут идея креста как непобедимого оружия Христова персонифицировалась в имени «Никита-Аникиф». Большая ошибка людей современной гуманитарной культуры – воспринимать все это буквально. Есть портрет, а есть икона, есть биография, а есть житие. Духовные реалии выше буквальных, исторических, и важно их не путать. Рационалистическое мышление исключило Никиту Бесогона из святцев – а он так или иначе существовал в душах, в умах людей, и по молитвам к нему верующие получали помощь от Бога. И даже не так уж важно, был именно такой человек на Земле или нет.

 

- Хотя в какой-то мере каждый святой является подобием Христа, то есть Его иконой, отражением.

- Все мы носим на себе образ Божий – разумное естество, и призваны стать Его подобием. Святые стали. Эту мысль я выразил, создавая крестик «Вера, Надежда, Любовь и София»: на обороте изображены эти святые мученицы, а на лицевой стороне – Распятие. София стоит в центре, держа в руках крест, и он совпадает с Голгофским Крестом, изображенном на лицевой стороне. Происходит проекция Креста Христова на мученический крест святых. Так же было и у святого Никиты.

 

- Вы обращаетесь к образу св. Никиты Бесогона в своих работах?

- У меня есть крестик, где на лицевой стороне Воскресение, Сошествие во ад, а на обороте – св. Никита, побивающий беса. Лицевая сторона креста всегда развивает Божественный уровень, а оборотная – более личностный, человеческий. Очень важно соединить эти два пласта бытия. Образ Никиты – это победа на человеческом уровне, победа конкретного человека над искушающим его бесом. Она не могла бы произойти без победы Спасителя, Который Смертью и Воскресением спас все человечество. Я использовал византийский сюжет, где Христос пронзает крестом чрево сатаны, а на обороте св. Никита побивает беса. Помимо этого, у нас есть еще один крест, посвященный св. Никите Бесогону, и икона «мученик Никита, побивающий беса». Я считаю этот сюжет очень актуальным, хотя сегодня он прочитывается несколько иначе, нежели в старину. Нас постоянно призывают к плюрализму и толерантности, вплоть до потери своей веры, как и Никите бес предлагал поклониться идолам и спокойно жить дальше, – и вот наш ответ. На крестике со св. Никитой я привожу цитату из посланий апостола Павла: «Наша брань не против плоти и крови, а против начальств, властей и духов злобы поднебесных». Когда на тебя давят, уговаривают, но это вызывает сомнение – помолись, не спеши! Эти сюжеты и сегодня актуальны. Важно, чтобы они жили, а не были частью мертвой «музейной» культуры. Этим я и занимаюсь – стараюсь оживить сюжеты иконографии и мелкой пластики, сделать их понятными современному человеку.

 

Беседовала Алина Сергейчук

https://feodorov.ru tdfeodorov@mail.ru Тел.:  (812) 320-97-51, (812) 331-36-87