Феномен часовни

Храм-часовня – формат церковного строительства, получивший в наши дни немалую востребованность. Небольшие церкви часто возводят там, где планируется возвести просторный храм – с тем, чтобы было, где начать богослужения, пока ведется длительное капитальное строительство. Все больше часовен появляется при учреждениях. Комнаты-часовни оборудуют на вокзалах и в аэропортах.

 

Строго говоря, храмы-часовни, имеющие алтарь, было бы правильнее именовать просто малыми храмами. Ведь отличие часовни в том и состоит, что в ней не совершают Божественную Литургию, а как правило – и другие длительные службы. В этих маленьких молитвенных зданиях читают часы, служат молебны. В старину в деревнях, где не было храмов, в часовнях иногда отпевали усопших, реже – крестили детей, еще реже – венчали. И все же, часовня предназначена скорее для молитвы небольших групп мирян, нежели для совершения службы с участием священника. Но словосочетание «храм-часовня» прочно вошло в нашу жизнь ввиду распространенности самого явления и удобства отличать такой малый храм от монументального.

При строительстве храма-часовни стоит обратить внимание на ряд параметров. Хорошо заранее продумать, как малая церковь будет использоваться по возведении большой. Может быть, ее перенесут на новое место, передав приходу, начинающему свое существование? Или оставят на прежнем, в качестве требного храма – для совершения крестин, а то и отпеваний? От этого решения зависит, например, насколько основательным делать фундамент часовни. И, в любом случае, пока малый храм функционирует, атмосфера в нем должна соответствовать санитарным нормам, удобству клириков и прихожан. В маленьком помещении невелик воздушный объем – соответственно, необходима качественная вентиляция. Если предполагается, что в праздники все желающие помолиться не смогут попадать внутрь – стоит озаботиться трансляцией богослужения на улицу. Даже для малого храма правила пожарной безопасности предусматривают наличие дополнительных, боковых выходов. Если храм наполняется до отказа – хорошо, чтобы через эти выходы могли заходить родители, принесшие к Причастию младенцев. Это позволит им не проталкиваться от главного входа через плотно стоящий народ.

А вот часовни, не имеющие алтаря, в наши дни строят по двум основным причинам: в качестве памятников или для того, чтобы была возможность кратко помолиться на конкретном месте. Особенно интересна возрождающаяся традиция частных часовен. Благочестивая семья может собираться в такой часовенке для чтения молитвенного правила. Таким образом создается приватное сакральное пространство, где проще обратиться к Богу, отдалиться от суеты. Эта практика существовала в старину: в будние дни в часовне молились члены семьи, а в праздник, которому она посвящена, хозяин приглашал священника, чтобы совершить молебен.

Часовни в деревне Федора Конюхова

В России недавно появилось место, которое, вероятно, будет привлекать к себе все больше туристов и гостей. Знаменитый путешественник протоиерей Федор Конюхов основал в Тульской области деревню, в которой на данный момент часовен больше, чем жилых домов. Одни из них строит сам отец Федор, другие – его друзья, третьи – и вовсе сторонние люди. Суть замысла состоит в том, чтобы прославить любимых святых. А еще – в каждой из часовен можно уединенно молиться, беседуя с Богом и святыми. Драгоценная возможность в шумном современном мире! Среди часовен одни посвящены известным, широко почитаемым угодникам Божиим: великомученику Георгию, целителю Пантелеимону. Другие – малоизвестным святым, например, святому князю Константину Грузинскому. У каждой – своя неповторимая архитектура. Многие часовни имеют необычные особенности: у одной в стену вправлен метеорит, близ другой стоят морские якоря. А, к примеру, в храме-часовне прп. Варлаама Керетского, покровителя мореплавателей, будет поставлена весельная лодка, на которой о. Федор совершал опасное путешествие по океанам.

Традиция строить по несколько часовен рядом пришла к нам из древности. Эта практика была продиктована не практическими интересами, а стремлением прославить Бога и святых, часто – поблагодарить их за помощь. К примеру, в селе Кимжа на Мезени в XIX веке было 5 часовен, отдаленных друг от друга на полтора-два километра – при том, что в селе была и церковь, посвященная иконе Божией Матери «Одигитрия»! А в Кенозерье в XIX столетии и вовсе было 49 храмов, 169 часовен и 2 монастыря!  На этом фоне распространенная – и не только на Севере – практика, когда в селе стоит две-три часовни: в центре и на выезде, вовсе не кажется удивительной. Так, в деревне Немята (Немятая) на сто восемь жителей было две часовни. Первая, посвященная  мученикам Кирику и Иулите, не сохранилась. Вторая, посвященная Трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, и сегодня стоит в поле у деревни. Простое бревенчатое здание часовни украшено удивительным 16-гранным «небом» с изображениями апостолов, евангелистов, трех святителей и праздников. Жители деревни, не имевшей храма, с такой любовью украсили маленькую часовенку, что она стала памятником русского зодчества!

О том, сколько часовен строили в старину, свидетельствуют документы переписи, проведенной в 1692 г. в Поважье. Часовен там было 433. Важная деталь: большинство из них имело «приход в 4 двора». Это значит, что четыре семьи сообща строили часовенку, а затем поддерживали ее, украшали, молились в ней. У часовни мог быть собственный «часовенный староста» – человек, отвечавший за ее функционирование и вычитывавший службы. Иногда в часовне накапливалась казна, служившая своеобразной кассой взаимопомощи: в благополучное время крестьяне откладывали средства в общий запас, а при нужде могли воспользоваться ими.

Придорожные часовни, помимо собственно молитвенного назначения, нередко несли функцию странноприимных домов. В них оставляли запас еды, и путник мог остановиться, утолить голод, укрыться от непогоды – воспользоваться помощью неведомых ему людей, совершавших благое дело христианского милосердия. Так строительство и поддержание часовен служило не только заповеди о любви к Богу, но и не менее значимой – о любви к людям.

Существовал и феномен промысловых часовен. Люди, на длительное время отправлявшиеся на сезонные промыслы: ловить рыбу, рубить лес, бить зверя – строили часовню, чтобы было где помолиться. Особенно часто так поступали поморы, отправлявшиеся в опасное морское плавание и ощущавшие нужду в небесном заступничестве. Артель даже выделяла определенный процент прибыли от работы на ее поддержание, на свечи и елей.

Такие часовни – прекрасный пример не только благочестия, но и самоорганизации русского народа – того, чего так недостает нам, сегодняшним! Можно предположить, что в более раннее время эта практика существовала и в центральных районах нашей страны, ведь отличие Севера состоит в том, что его в меньшей мере коснулась секуляризация, распространившаяся после Петровских реформ.

Начиная со времени Раскола, церковные и светские власти с настороженностью относились к часовням, так как те стали излюбленной формой молитвенного здания для старообрядцев. К тому же, строительство и функционирование часовен, не нуждающихся даже в архиерейском освящении, было сложно контролировать. Поэтому в 1722 г. Синод принял указ о «разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых». Это и послужило причиной того, что часовен в центральной и южной России в последующем было относительно немного – в сравнении с Севером или, к примеру, с Грецией, где их можно увидеть почти повсеместно. Впрочем, указ, вероятно, вызвал противостояние: уже в 1727 г. Синод постановил: «которыя часовни еще не разобраны и находятся в приличных местах, таковым для моления быть по-прежнему, также которые, и разобраны, а будут просители, чтобы их снова возобновить и взятые из часовни иконы отдать». Но борьба шла не на шутку: 1734 г. последовал новый указ, по которому было запрещено строить часовни, но старые позволено было «оставить в прежнем состоянии». Запрет на строительство часовен был снят лишь во второй половине XIX века. Но и после этого для их возведения требовалось разрешение архиерея, которое давалось далеко не всегда. Но, может быть, если бы людям предоставлялось больше свободы и ответственности в делах веры, они не поддались бы так легко агитации безбожников, когда власти объявили государственной идеологией атеизм.

Алина Сергейчук

 

Спонсор рубрики - АО "АЭРЭКО" www.aereco.ru 8 (495) 921-36-12

Спонсор рубрики - АО "АЭРЭКО" www.aereco.ru 8 (495) 921-36-12